Всем привет! Сегодня поговорим о вертолетах и стоимости их владения.
Кратко
Вертолёты классифицируют по весу: лёгкие, средние, тяжёлые. И по назначению: военные и гражданские. Последние делятся на пассажирские, транспортные, поисково-спасательные, многоцелевые и другие. Для частных перелётов, как правило, используют лёгкие пассажирские или многоцелевые.
В России зарегистрировано более 700 иностранных лёгких вертолётов
Новый вертолёт стоит от $421 тысячи, ресурсный — от 5,5 млн рублей.
Содержание вертолёта в среднем обходится в 1,4 млн рублей в год без каско и налогов.
Курсы пилотирования стоят от 1,4 млн рублей.
Кто продаёт вертолёты
В России три официальных дилера Robinson Helicopters: «Хелико Групп» (Краснодар), уральская вертолётная компания Uralhelicom (Екатеринбург) и Heliport (Москва).
Вертолёт Bell можно купить в Jet Transfer (официальный представитель) и «Хелико Групп» (прямой поставщик).
Вертолёт Airbus — также в «Хелико Групп» (прямой поставщик), Uralhelicom и Heliatica.
Рынок невелик, но сейчас этого достаточно, чтобы удовлетворить спрос. Эксперты компаний сходятся во мнении, что в последние годы уровень продаж снизился. Глава «Хелико Групп» Елена Занина отмечает, что сейчас прибыль компании на 35–40% ниже, чем пять лет назад. Основной причиной спада Елена считает сложную экономическую ситуацию в стране.
С ней согласен генеральный директор Jet Transfer Александр Евдокимов: «Экономическая обстановка заставляет потенциальных покупателей дополнительно проявлять осторожность». Клиент может приглядываться и сравнивать модели долгие месяцы и даже годы, прежде чем решится на сделку.
Менеджер по продажам уральской вертолётной компании Uralhelicom Дмитрий Пономарёв утверждает, что новые вертолёты стали покупать меньше, потому что рынок насыщен ресурсными. «У покупателя всё чаще возникает желание приобрести ресурсную технику, поскольку это позволяет существенно сэкономить», — говорит Александр Евдокимов.
Компании делают ставку на техническое обслуживание. В интервью изданию «Деловая Газета. Юг» Елена Занина рассказывает: «Если продажи вертолётов хорошие, то наша прибыль строится примерно таким образом: 75–80% — это доход от продаж, а 20–25% — от технического обслуживания. Если наступает кризис, то картина меняется в точности до наоборот. Мы начинаем жить за счёт сбыта запчастей, дополнительного оборудования, техобслуживания, ремонта, услуг, связанных с поддержанием лётной годности».
Главные рекламные каналы рынка — сарафанное радио и профессиональные выставки, участие в которых обходится дорого. Чтобы экспонировать вертолёт на ежегодной выставке HeliRussia понадобится 11,4 млн рублей. Столько стоит минимальная площадь в 54 м². Самый простой стенд без вертолёта обойдётся в 208 тысяч рублей. За статус спонсора выставки нужно заплатить от 600 тысяч до 15 млн рублей.
Как содержать вертолёт
Ангар
Можно построить его на своём загородном участке или арендовать место у дилера. В Heliport Moscow, например, оно стоит 792 тысячи рублей в год.
Топливо
Литр авиационного бензина стоит от 65 рублей. Robinson R44 Raven II, о котором мы писали выше, расходует 60 литров в час. По данным Heliport Moscow, в среднем владелец воздушного судна летает около 100 часов в год. Итого — 390 тысяч рублей в год.
Техническое обслуживание
ТО нужно проходить по календарю (например, каждые четыре месяца) или по количеству часов в эксплуатации (каждые 50 часов). Стоимость зависит от типа вертолёта (лёгкий, средний), количества двигателей, технического состояния, интенсивности эксплуатации.
Heliport Moscow оценивает годовое обслуживание в 150 тысяч рублей.
Страховка
Без страхового полиса гражданской ответственности подниматься в воздух запрещено. Согласно 131 статье Российского воздушного кодекса, страховая сумма равна двум МРОТ (минимальный размер оплаты труда) за каждый килограмм максимальной взлётной массы вертолёта.
Ставка МРОТ для платежей по гражданско-правовым обязательствам — 100 рублей. Максимальный взлётный вес у каждой модели вертолёта свой, минимум — 1000 килограмм. Получается, что полис гражданской ответственности будет стоить минимум 200 тысяч рублей в год.
Полис каско получать необязательно. Тарифы зависят от марки вертолёта и количества рисков (гибель; гибель и повреждения; гибель и повреждения, и пропажа). Для вертолётов Robinson минимальная ставка — 1,3% от стоимости судна, для Airbus — 0,8%.
Налоги
Ставка транспортного налога на воздушное судно зависит от региона, где вы базируете вертолёт. В Москве, например, 250 рублей за лошадиную силу, а в Екатеринбурге — 82,4 рубля. Точную сумму можно рассчитать на сайте ФНС. Для вертолёта Robinson R44 Raven II с двигателем мощностью 205 лошадиных сил, который стоит на аэродроме в Москве, транспортный налог составит 51 250 рублей в год.
Вертолёт считается недвижимым имуществом (ГК РФ Статья 130), а значит, для юридических лиц также облагается налогом на имущество — до 2,2% от среднегодовой стоимости.
Итого: от 1,5 млн рублей без каско и налогов.
Зачем арендовать вертолёт
Если тратиться на покупку и содержание не хочется, вертолёт можно арендовать в авиакомпании или у брокера.
Управляющий директор Diamond Aero Group Дмитрий Толстенёв утверждает, что второй вариант надёжнее и удобнее. У брокеров есть доступ к авиакомпаниям по всему миру, и все хлопоты по организации перелёта — вплоть до питания на борту — брокер берёт на себя. По запросу клиента он подбирает несколько вариантов воздушных судов разных компаний и предлагает выбрать подходящий по цене, классу комфорта и другим параметрам.
Бывает и так — владелец вертолёта летает нечасто. Он передаёт судно брокеру, чтобы у него оно «поработало» и окупило часть затрат на своё содержание.