Сейчас сложно представить, как работали механизаторы на первых тракторах, у которых совсем не было кабин, из всех «удобств» только металлическое сидение с наброшенным на него старым ватником. С началом создания совхозов, в села стало поступать много комбайнов и тракторов, в том числе и с кабинами. На первых самодельных комбайнах был только брезентовый козырек над головой и трубчатое ограждение рабочего места комбайнера.
Трактора хоть и были с кабинами, но без всякой шумоизоляции, отопление примитивное, обзор из кабины был плохой. Летом в таких тракторах было пыльно и жарко, зимой стекла запотевали и покрывались инеем, их приходилось протирать солью, чтобы хоть как то сохранить прозрачность. По этой причине, механизаторы сами пытались хоть как то улучшить конструкцию кабин подручными материалами и средствами. Комбайны были без кабин, это терпимо, полтора – два месяца поездил на открытой площадке в пыли и на ветру, а потом на прикол.
А вот колесные трактора МТЗ-50 и Т-40, которые используются круглый год для различных перевозок и кормления скота на фермах. В кабинах этих тракторов, механизаторы устанавливали дополнительные масляные радиаторы перед лобовым стеклом, по мере возможности делали войлочную обивку внутри кабины, тем самым сохраняя тепло и повышая шумоизоляцию. Летом обязательным атрибутом в кабинах этих тракторов был обдувочный вентилятор. Но время шло, трактора постоянно совершенствовались и конструктора , наконец, обратили внимание на несовершенство и примитивность кабин.
Интересна эволюция кабин гусеничных тракторов марки ДТ. Первые ДТ-54 были полуоткрытые, без дверей с боковыми ограничителями сидений, затем появились кабины с дверями, которые при необходимости сдвигались в сторону. ДТ-75 появились с небольшой обтекаемой формы кабиной, непонятно зачем медленному трактору такие сглаженные формы.
Самой удачной и комфортабельной была кабина на ДТ-75 модификации «почтальон», когда топливный и масляный баки располагались с боку. На этом тракторе уже была встроена мощная печка и водяной кондиционер, обзор из кабины был отличный, и на таком тракторе можно было выполнять любую работу летом и зимой.
Но конструкторы на этом не остановились и поставили на ДТ большую застекленную будку, которую трактористы назвали «скворечник». Комфортность осталась, как и у «почтальона», а вот из за своих габаритов, многие работы невозможно стало выполнять, такие как опахивание противопожарных полос, возле леса возможность зацепиться большой кабиной за сучки деревьев и вообще проехать по лесной дороге и не повредить «будку» стало не реально.
Долгое время кабина трактора Т-40 была удобной только для мелких ростом механизаторов, хотя сам трактор очень распространенный и востребованный в сельской работе.
Поэтому, трактористы высокого роста переделывали верх кабины, делая его выше, что не спасало их от ударов головой об трубчатый каркас тесной кабины. Конечно, все меняется, изменилось и отношение к людям, которые работают на тракторах, конструктора стали разрабатывать удобные и комфортные кабины для любого сезонного времени.
Вот сейчас бы в совхозы такую технику, но сельское хозяйство в Зауралье «приказало долго жить». Оптимизация и пенсионная реформа направлены на то, чтобы окончательно добить сельское население страны, сделать как раньше, местом ссылки неугодных правительству людей.