Найти тему

Ту-114. Самый большой турбовинтовой авиалайнер

Ту-114 б/н СССР-76471 а/п г.Хабаровск, 1965 год. Фото: Болгарин Александр Степанович.
Ту-114 б/н СССР-76471 а/п г.Хабаровск, 1965 год. Фото: Болгарин Александр Степанович.

Самый большой, быстрый и грандиозный турбовинтовой пассажирский авиалайнер, дал возможность совершать межконтинентальные рейсы с невозможной ранее скоростью и уровнем комфорта. Он обладал уникальным сочетанием стреловидного крыла и турбовинтовых двигателей, доставшихся ему от бомбардировщика Ту-95. По многим параметрам он был крупнейшим пассажирским авиалайнером, вплоть до появления Boeing 747.

Ту-95МС. Фото: Максим Чегодаев (sturmufa)
Ту-95МС. Фото: Максим Чегодаев (sturmufa)

В отличие от Ту-95, Ту-114 проектировался как низкоплан, что вынудило конструкторов значительно увеличить высоту стоек шасси. В результате чего он стал значительно выше других гражданских самолётов, расстояние от двери до земли составляло около пяти метров. И это впоследствии добавило проблем при эксплуатации лайнера.

Ту-114 СССР-76490 (заводской номер 64М471). Фото: Максим Чегодаев (sturmufa)
Ту-114 СССР-76490 (заводской номер 64М471). Фото: Максим Чегодаев (sturmufa)

Фюзеляж имеет две палубы, соединённых лестницей, на нижней из которых располагаются два багажных отсека, комната отдыха экипажа и кухня, а на верхней — пассажирский салон. Кухня снабжена подъёмником для подачи блюд в салон, первоначально в составе экипажа был повар. Для пассажиров Ту-114 было предусмотрено три салона и четыре купе.

Ту-114 СССР-76490 (заводской номер 64М471). Фото: Максим Чегодаев (sturmufa)
Ту-114 СССР-76490 (заводской номер 64М471). Фото: Максим Чегодаев (sturmufa)

Первый полет самолета состоялся 15 ноября 1957 года, а первый регулярный рейс состоялся 24 апреля 1961 года. Это был самый длинный беспосадочный рейс (на тот момент времени) по маршруту Москва - Хабаровск, длинной 6500 километров. За годы серийного производства (1958 - 1965 г.г.) был изготовлен 31 самолет. Прекращение эксплуатации на гражданских авиалиниях Ту-114 произошло в декабре 1976 года. Ему на замену пришел более комфортабельный Ил-62. 2 декабря 1976 года свой последний рейс по маршруту Домодедово - Хабаровск - Домодедово совершил борт СССР-76485, завершив таким образом историю пассажирской эксплуатации самолётов Ту-114.

Ту-114 б/н СССР-76464 а/п "Домодедово", 03.05.1983г. Фото: Болгарин Александр Степанович.
Ту-114 б/н СССР-76464 а/п "Домодедово", 03.05.1983г. Фото: Болгарин Александр Степанович.

На самолёте Ту-114 было установлено 32 мировых авиационных рекорда. Среди достижений Ту-114:

  • самый большой в мире турбовинтовой пассажирский самолёт;
  • самый скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолёт;
  • единственный в мире турбовинтовой пассажирский самолёт со стреловидным крылом;
  • турбовинтовой пассажирский самолёт с самыми мощными ТВД и с наибольшей суммарной мощностью всех ТВД, установленных на одном самолёте.

Экземпляр Ту-114 СССР-76464 (заводской номер 98413), стоявший на постаменте у въезда в аэропорт Домодедово c 1976 года, был уничтожен 2 августа 2006 года при реконструкции аэропорта. На данный момент сохранилось три экземпляра самолета: в музеях Монино, Ульяновска и Кривого Рога.

Ту-114 б/н СССР-76464 а/п "Домодедово", 03.05.1983г. Фото: Болгарин Александр Степанович.
Ту-114 б/н СССР-76464 а/п "Домодедово", 03.05.1983г. Фото: Болгарин Александр Степанович.