В Советском Союзе была достаточно развитая система гражданской обороны, эвакуации в случае начала войны и т. д. Поэтому после обмена ядерными ударами СССР планировал не исчезать, а продолжать борьбу, правда, уже неядерным оружием.
Если с наземной техникой в этом плане все было более-менее ясно - можно было использовать огромные резервы бронетехники и артиллерии на консервации, то с авиацией дело обстояло не так хорошо. Было понятно, что после ядерных ударов практически весь авиапарк страны будет уничтожен, поэтому требуется разработать самолет, желательно штурмовик, который можно будет выпускать даже не на подготовленных для этого и сильно поврежденных заводах.
Так, в начале 1980-х годов в СССР появилась программа ЛВШ - «легко воспроизводимого штурмовика». По идее, на эту роль идеально подходил простой и надежный биплан Ан-2, однако Минобороны выдвигало к этому самолету совсем другие требования:
- применение в конструкции элементов Су-25;
- разработка управляемого вооружения для ЛВШ;
- разработка специальной аппаратуры РЭБ и т. д.
Совершенно ясно, что эти требования являются, мягко говоря, завышенными для самолета постапокалипсиса. Поэтому первое, что приходит на ум - Советскому Союзу просто требовался простой и надежный «противопартизанский» самолет наподобие швейцарского Рilatus PC-7, которые были бы крайне полезны в Афганистане.
Однако построить простой штурмовик с технологиями уровня Второй мировой - занятие весьма скучное, поэтому КБ начали вовсю изобретать инновационные решения и продвинутые технологии. Не удивительно, что изначально простейшая машина становилась все сложнее, а по стоимости уже догоняла «нормальный» штурмовик Су-25.
В частности, предпринимались попытки использования нестабильных аэродинамических схем, где управление могло осуществляться лишь при помощи бортового компьютера. Такую схему, например, предлагалось использовать в проекте продольного триплана КБ Сухого.
Не удивительно, что ни в 80-х, ни тем более в 90-х годах прошлого века до строительства реальных образцов ЛВШ дело так и не дошло, хотя отдельные проекты были вполне на уровне современных зарубежных разработок. Например, это относится к проекту легкого штурмовика Т-501 - аналога зарубежного «Tucano».
Правда, финансирования он не получил, да и рынок подобных самолетов к началу 90-х годов уже был занят.