В этот день, закончив вырубку леса на отведенном участке, бригада лесорубов перебазировалась на другое место работы. Загрузив в леснический ГАЗ-66 пустые бочки из под горючего и прочие необходимые в лесу предметы: ломы, лопаты, запасные тросы ,чикера и зацепив бригадный вагончик на тракторной телеге, после обеда выехали на новое место. Иван Ильич – тракторист трелевщика, давно ждавший передышки в работе, чтобы переставить изношенный двигатель на совершенно новый с турбиной, недавно выделенный лесничеству, решил не делать большой крюк по лесным дорогам, а перегонять трелевщик в гараж лесничества напрямую через поле и перелески.
Напрямую выходило километров восемь, а не тридцать, если ехать по дорогам, заблудиться он не боялся, так как был заядлым охотником и все окрестные леса вдоль и поперек знакомы. Иван Ильич помог бригаде погрузиться и когда они уехали, еще раз оглядел место обжитой стоянки, все было прибрано, ни чего не забыто и, развернув трелевщик в нужном направлении, двинулся в путь. Так как была середина осени, то дорогой тракторист рассчитывал еще пособирать грибов, а то хотя и работал в лесу грибы, ягоды пособирать не удавалось.
Первую четверть пути, Ильич проехал, в основном пересекая покосы с аккуратными стогами сена, наметанными на срубленные березы. Ему оставалось преодолеть километровый участок с промоинами и небольшими овражками, местами болотистый с густыми зарослями камыша и дальше до самого села можно было ехать чистыми полями. Не торопясь, переезжая овраги в пологих местах, Ильич почти полностью проехал сложный участок, оставалось проскочить по камышу между двумя чахлыми лесками и все, можно включить пятую передачу.
Видимо расслабившись и решив, что скоро будет дома, тракторист направил трактор по камышу и уже на выезде из зарослей, трелевщик клюнул носом и, повиснув на брюхе, вхолостую захлопал гусеницами. Осмотрев место, где провалился трактор, Ильич понял, что без посторонней помощи ему из ловушки не выбраться. Но не это расстроило тракториста, если б он поехал чуть левее или правее, то не угодил гусеницами в глубокую колею, оставленную буксовавшим Кировцем. Ну, это ладно, попал и попал, обиднее всего было, что длины троса лебедки не хватит до ближайших берез.
Рубить кустарник и класть под гусеницы бесполезно, девятитонный трактор просто вдавит все ветки в непросохшую колею. Перебирая в уме возможные варианты, решил проблемы Ильич машинально, прикидывая на глазок расстояние до ближайшей березы, не хватило каких - то двадцати метров, чтобы зацепиться лебедкой.
Видимо в экстремальной ситуации мозги начинают работать лучше. Ильич понял, что не все потеряно и выбраться он сможет без посторонней помощи. Взяв из кабины топор, он срубил несколько средних размеров березовых жердей и разложил их в сторону трактора.
Труднее всего, оказалось, растянуть лебедку с толстым тросом вручную, на лесосеке зацепился крайним чикером за ствол поваленного дерева и отъезжаешь, лебедка сама разматывается. Так же пришлось повозиться со снятием с лебедки чикеров, пока вышиб распорный клин, снял чикера, снова зафиксировал трос на лебедке, прошло больше часа. Первый ствол березы зацепил без проблем, а остальные три пришлось связывать между собой снятыми чикерами, но потерянные два часа усилий видимо стоили того.
Привязав последним чикером всю поочередную связку жердей к крайней березе, Ильич включил заднею скорость и лебедку, пока лебедка выбирала слабину троса, гусеницы кружились вхолостую. Но вот удлинитель из жердей приподнялся, трелевщик потянуло в сторону и гусеницы зацепились за края колеи. В общем победа!
Когда Иван Ильич отвязал все чикера, стало уже заметно темнеть. Первую прицепленную за лебедку жердь, тракторист не стал убирать, а затянул на транспортную плиту на всякий случай. Так с этой жердью он и приехал в гараж, когда уже совсем стемнело.