Продолжаем изучение основного закона, регулирующего лизинговую отрасль - Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" №164-ФЗ.
Статья 15. Содержание договора лизинга
Вещь очевидная и всем известная, но все же упомяну, пункт 1:
Договор лизинга независимо от срока заключается в письменной форме.
Только в письменной форме, с "живой подписью" уполномоченных на то лиц и со стороны лизинговой компании, и со стороны Клиента. Если подписывает не генеральный директор (а у крупных лизинговых компаний много филиалов в разных городах), то подписант дополняет договор для другой стороны копией своей доверенности на право подписи (обращайте внимание на срок полномочий подписанта по доверенности).
Почему не используются электронные версии договоров с электронно-цифровыми подписями? Потому что для регистрации лизинговых автомобилей в ГАИ у Вас потребуют договоры в бумажном виде, электронные договоры там не подойдут.
Пункт 2:
Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры. К обязательным договорам относится договор купли-продажи.
К сопутствующим договорам относятся договор о привлечении средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и другие.
Итак, обязательных договоров при заключении лизинговой сделки при приобретении автотранспорта всегда два - сам лизинговый договор (изготавливается в 3-х экземплярах: для Клиента, для лизинговой компании, и для ГАИ для регистрации автомобиля) и договор купли продажи транспортного средства (экземпляры для автосалона, для лизинговой компании, для ГАИ, часто делают копию договора для Клиента).
К каждому договору изготавливаются Акты приема-передачи автомобиля. Для договора купли-продажи Акты подтверждают факт покупки автомобиля у автосалона лизинговой компанией для нужд передачи в лизинг, подписывают их соответственно, представитель автосалона и представитель лизинговой компании. Иногда клиента так же просят поставить подпись в том, что он ознакомился с данным актом, осмотрел автомобиль и претензий по самому предмету лизинга, комплектности, опциям не имеет.
Для договора лизинга подписывают Акты приема-передачи автомобиля в лизинг. Подписанты здесь представитель лизинговой компании и Клиент. Как только Клиент подписывает данный акт, ставит на него печать организации, он подтверждает, что получил предмет лизинга во владение и пользование в соответствии с договором, и действие договора лизинга окончательно вступило в силу. Так же подписание данного Акта означает, что теперь именно Клиент несет ответственность за сохранность, внешний вид и техническое состояние переданного ему автомобиля.
Поэтому никогда не подписывайте Акт приема-передачи предмета лизинга не убедившись в ДВУХ основных вещах:
- Проведите детальный осмотр автомобиля. Это точно тот автомобиль, который Вы выбрали? VIN совпадает? Все обещанные опции на месте? Все нужные допы, указанные в спецификации установил дилер? Все подарки передали? Если что-то не так и комплектация авто отличается от обещанной, а Акт Вами уже подписан, то это усложнит дальнейшие разбирательства. Вам придется самому обращаться с письменными претензиями в автосалон и требовать компенсаций, а лизинговый договор с подписанным актом уже вступит в силу и начнутся обязательные лизинговые платежи. Поэтому, детальный осмотр обязателен, и если в автомобиле что-то не так, то Акт не подписывайте! Требуйте устранения всех претензий до подписания акта. В этом случае работники лизинговой компании так же будут вовлечены в процесс урегулирования претензий с автосалоном, а Вы не останетесь в один на один при решении проблемы с комплектацией.
- Убедитесь, что автомобиль застрахован по каско, и страховой полис уже вступил в действие. Все автомобили, передаваемые в лизинг, подлежат страхованию каско (за счет клиента конечно же), это обязательное условие любой лизинговой компании. Но, алгоритм работы лизинговой компании предполагает сначала подписание лизингового договора с Клиентом и получение от него авансового / первого платежа, потом лизинговая компания перечисляет полную стоимость автомобиля в автосалон на основании договора купли-продажи, потом назначается дата и время передачи автомобиля клиенту (клиенты при этом всегда почему- то очень торопятся), и только после этого отправляется запрос в страховую компанию на изготовление полиса и стразовое покрытие. Почему нельзя изготовить полис заранее? Потому что часто в сделке бывают автомобили, которых еще нет в наличии, автосалон не может гарантировать точную дату их прихода, данные привоза автомобиля ориентировочные, изготавливать полис еще смысла нет. Поэтому полис каско заказывается и оплачивается тогда, когда автомобиль уже в наличии и готов к передаче.
Но в страховых компаниях своя бюрократия, свои алгоритмы. Данные об автомобиле им тоже надо проверить и убедиться что все корректно, увидеть, что оплата полиса зачислена на расчетный счет, подготовить свой комплект документов, распечатать и подписать сам полис. Причем заявок от лизинговых компаний в один день может быть очень много, несколько десятков, а работников, ответственных за взаимодействие с лизинговыми компаниями только несколько человек, которые тоже болеют, уходят в отпуск, обедают, выходят покурить...
Короче, часто бывают такие ситуации, что автомобиль и Клиент уже ждут в автосалоне, представитель лизинговой компании с комплектом документов готов выехать на передачу авто, а полиса страховки каско все нет и нет. В данной ситуации никогда не торопитесь, как бы вам не хотелось побыстрее забрать авто и уехать. Полис все равно изготовят и пришлют, это 100%. Причем полис каско оригинал в распечатанном виде Вам совсем не обязателен, по действующему законодательству полис каско возить с собой не нужно (не путайте с ОСАГО), нужно только знать серию, номер и дату полиса, наименование страховой компании. Для этого подойдет и копия, или просто фотография полиса, присланная на WatsApp. Но дождаться её нужно обязательно!
В противном случае, выехав за ворота автосалона, при любом ДТП Вы рискуете остаться без страхового покрытия. На перекрестке какой-нибудь пьяный дурак влетит на своем ведре, и у Вас наступят серьезные финансовые проблемы... Страховые компании очень внимательно изучают обстоятельства происшествий, особенно с дорогими автомобилями, взятыми в лизинг (так как несколько лет назад была просто волна автоподстав с такими автомобилями). И если они увидят, что ДТП произошло на несколько часов/минут раньше, чем у них в системе был зарегистрирован полис каско, Вам просто откажут в выплате.
Что в итоге? Акт приема Вы уже подписали, автомобиль передан во владение, ответственность несете Вы. Полис страховки еще не вступил в действие, выплаты не будет. С пьяного дурака нечего взять. Весь ремонт за собственный счет + платежи по графику лизинга никто не отменял, автомобиль то Вы уже получили, а ДТП никого кроме Вас не волнует. Поэтому настоятельный совет без вступившего в силу полиса каско Акт приема-передачи не подписывать и из автосалона не выезжать, всегда дожидаться копию или фото полиса!
Иные сопутствующие договоры и документы не являются обязательными, их необходимость зависит от особенностей отдельно взятых сделок. Например, договоры залога и поручительства могут возникнуть, если лизинговая компания будет рассматривать сделку с Вами как очень рисковую, и будет настаивать на дополнительных мерах обеспечения договора лизинга. Гарантийные обязательства как правило содержатся в приложениях к договору купли-продажи автомобиля и отдельным договором не оформляются.
Какие еще пункты закона содержат полезную на практике информацию?
Пункт 3 статьи говорит, что
В договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным.
Т.е. если по договору нельзя четко определить, какой именно автомобиль передается в лизинг, то такой договор попросту недействителен. Но этот вопрос больше заботит лизинговую компанию, и ее сотрудники постараются так описать предмет, чтобы подобных ситуаций не случилось (укажут марку, модель, год выпуска, VIN, цвет и т.д.).
Интересный пункт 7:
Договор лизинга может предусматривать право лизингополучателя продлить срок лизинга с сохранением или изменением условий договора лизинга.
Т.е. закон говорит нам, что договор и график - это не догма. И если возникла ситуация, когда клиенту нужно изменить график платежей для сохранения своей платежеспособности (увеличить срок договора, изменить сумму выкупного платежа, сократить часть текущих платежей взамен увеличения части будущих платежей и т.д.) - то закон допускает такую возможность, но, все изменения должны быть согласованы обоими сторонами, как Клиентом, так и лизинговой компанией.
В следующей статье расскажу, кто по закону отвечает за все техобслуживание и ремонт лизингового автомобиля. А так же как правильно оформить документы перед тем, как тюнинговать и устанавливать допы на лизинговый авто, чтобы потом не было риска потерять свои деньги.
Подписывайтесь на канал, будет много полезной информации, как заключать выгодные лизинговые сделки!
Публикации на канале, посвященные изучению основного закона, регулирующего лизинговую отрасль - Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" №164-ФЗ. :
Законы о лизинге. Часть 1. - основные понятия и определения Закона.
Законы о лизинге. Часть 2. - платные доп услуги в договорах Лизинга, это законно?
Законы о лизинге. Часть 3. - когда лизинговая компания изымает авто у клиента..
Законы о лизинге. Часть 5. - кто платит за ТО и тюнинг авто.
Законы о лизинге. Часть 6. - лизинговый автомобиль оказался в залоге у Банка. Как так получилось?
Законы о лизинге. Часть 7. - регистрируем лизинговый автомобиль в ГАИ. Важно знать.
Законы о лизинге. Часть 8. - страховка лизингового авто. Кто, кому и сколько платит?
Законы о лизинге. Часть 9. - ситуация, когда полная страховка Каско не спасает от убытков лизингополучателя.
Законы о лизинге. Часть 10. - когда на лизинговый автомобиль могут заявить права третьи лица.