Найти тему
Авиатехник

Что такое авторотация, и как с её помощью можно посадить вертолёт с отказавшими двигателями? Отвечает авиатехник.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала! Сегодня я поделюсь с вами интересной информацией, о которой возможно вы никогда не догадывались.

Речь пойдет о таком понятии, как авторотация.

Под авторотацией подразумевают такой режим вращения воздушного винта или турбины двигателя, при котором вся энергия, необходимая для вращения, отбирается от набегающего на винт (или лопатки) воздушного потока.

Если говорить простыми словами, то здесь мы видим вращение винта за счет воздуха, а не работы двигателя.

Ми-8 в режиме авторотации садится  на ВПП (оба двигателя отключены).
Ми-8 в режиме авторотации садится на ВПП (оба двигателя отключены).

Впервые данный термин появился в период между 1915 и 1920 гг. Именно на то время выпало создание автожиров и вертолётов.

Несмотря на это, некоторые турбовинтовые самолёты тоже могут использоваться в режиме авторотации.

Например, двигатели самолётов, на которых нет изменяемого шага винта, могут войти в режим авторотации при отказе или же выключении в полёте. Минусы отсутствия флюгирования винта (изменения шага или ещё проще - поворота) заключаются в том, что при неисправности одного винта, у самолёта появится сильный разворачивающий момент и в конце концов он может упасть, ибо управление будет затрудненным.

Именно поэтому на современных турбовинтовых двигателях имеется система флюгирования винта. Осуществляется как в ручную, так и автоматически.

-3

Для чего нужно поворачивать лопатки? Дело в том, что при отказе одного винта во время авторотации, его лопасти будут создавать сильное сопротивления (как я и говорил, это приводит к разворачивающему моменту). В таком случае применяется флюгирование. На фото выше вы можете заметить этот прием на самолёте Europrop TP400. Сопротивление винта сводится к минимуму.

-4

Иногда с помощью авторотации пилоты могут попытаться запустить двигатель. В тот момент, когда поток раскручивает винт, вместе с этим вращается вал двигателя. После достижения нужной частоты вращения, производится подача топлива с последующим запуском двигателя (срабатывает система зажигания).

-5

Например, на Ми-8 вместо понятия "авторотация" используют - "самовращение несущего винта" (СНВ).

Особенность заключается в том, что при самовращении, винт создает подъемную силу. Главный редуктор при этом раздает крутящий момент на хвостовой винт.

Даже при неисправных двигателях при авторатации продолжает работать генератор переменного тока, который питает весь вертолет.

Давайте подведем итог

Благодаря авторотации большинство ЛА с турбовинтовыми двигателями могут осуществлять безопасную посадку, даже если откажу сразу все силовые агрегаты. Более надежными считаются винты, где возможно использование флюгировния. Авторотация - весьма полезная и нужная вещь на подобной технике. Оказывается, даже у вертолёта есть шансы сесть с отказавшими двигателями!

Если вам понравилась статья, поддержите её пальцем вверх! Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новый и интересный материал! Читайте далее: Что такое помпаж двигателя и чем он грозит самолёту? Отвечает авиатехник.

-6