Мы всегда имеем свои идеалы и ожидания, которым стараемся соответствовать, поэтому внезапная критика является настоящей угрозой для нашей самооценки и позитивного восприятия себя.
Критика заставляет нас чувствовать себя хуже, чем мы есть на самом деле, именно поэтому в результате возникает обида и злость. Но поддаваться эмоциям - не лучший вариант, так как это может привести к неприятным последствиям. Выясним, как правильно реагировать на критику в свой адрес.
Кого критика задевает больше всего
Людей, которых больно ранит критика, можно разделить на две категории: неуверенные в себе и перфекционисты.
Для людей из первой категории критика способна затормозить их развитие, так как отнимает много душевных сил.
Люди второй категории стараются соответствовать идеалу и сразу все делать на "отлично", но не всегда получается, так как все мы ошибаемся.
Виды критики: конструктивная и деструктивная
Конструктивная критика возникает с целью оказания помощи и выражается в форме анализа или рекомендаций.
Ее признаки:
- объективность - критикующий подчеркивает, что выражает свое личное мнение, а не сообщает истину;
- конкретика - критикующий перечисляет, что именно он считает некорректным;
- знание дела - критик обладает специальными знаниями в тех вопросах, в которых указывает на недостатки;
- отсутствие перехода на личности - критикующий проявляет уважение, не унижая другого человека.
Деструктивная критика возникает в корыстных целях или вообще бесцельно.
Причины критики:
- чувство собственной значимости - критикующие получают удовольствие от процесса;
- зависть - критикующий старается изо всех сил найти хотя бы мельчайшие недостатки и указать на них (нередко публично);
- манипулятивное воздействие - критик преследует свои корыстные цели, желает склонить оппонента к нужным ему поступкам;
- нестандартное мышление - если кто-то выделяется из толпы, всегда найдется тот, кто захочет его раскритиковать.
Для деструктивной критики характерны цепляние к мелочам, переход на личности, отсутствие конкретики и аргументов, необъективность.
Задавайте вопросы
Когда кто-то критикует вас, вместо ответной агрессии задавайте ему спокойным тоном вопросы, чтобы выяснить, что именно критик хочет донести до вас. При оскорбительной критике также попросите конкретики - это будет способствовать взаимоуважению.
Обезвреживание
Агрессивный ответ на неадекватную критику поспособствует возникновению конфликта и потере самоуважения.
Найдите способ сначала согласиться с критиком или признать, насколько сильно его огорчает восприятие произошедшего.
Переговоры
Проделав шаги, описанные выше, вы окажетесь в выигрышном положении, после чего сможете спокойно объяснить свою точку зрения и преодолеть разногласия.
Если оппонент продолжит препираться, вы можете продолжать максимально вежливо и корректно отстаивать свою позицию, пока тот не утомится. Важно идти на компромисс в таких переговорах.
Важно! Следует постараться отстаивать свою позицию максимально объективно, опираясь на факты.
Повышение самооценки
Мы обижаемся на критику, которую сами себе внутренне приписываем, поэтому необходимо решить проблемы с самооценкой и полюбить себя. Шагами к повышению самооценки может быть смена негативного окружения, отказ от самобичевания, избегание сравнивания себя с другими, посещение тренинга, прослушивание аффирмаций и дневник достижений.
Без конструктивной критики не будет дальнейшего развития. В общении важно отделять полезную критику от бесполезной. Придерживаясь вышеуказанных шагов, вы сможете достойно реагировать на критику.
Берегите себя!