Материал взят из старых советских журналов. Идеи - из головы.
Вертолет типа «муха» это просто небольшой, летающий винт. Запускаемый руками, а иногда при помощи каких либо приспособлений. Реализация запуска и внешний вид разные, кто во что горазд.
Сегодня мы рассмотрим простейший вариант – винт «на палочке», запускаемый руками. Но с добавлением такой детали как фюзеляж.
Самая главная часть модели - это деревянный воздушный винт. Для винта надо заготовить брусочек из липы, березы, клёна или ольхи размерами 6х20х220 мм. Все его грани должны быть под прямыми углами друг к другу. Найдя центр бруска, просверливают или прокалывают шилом отверстие диаметром 1 мм для оси. Когда отверстие просверлено, надо проверить, нет ли перекоса. Для этого в отверстие вставляют проволоку и брусок быстро вращают вокруг нее.
Если отверстие просверлено верно, го при вращении брусок (если смотреть на него сбоку) будет сливаться в одну плоскость, если обнаружен перекос отверстия, то его надо устранить, увеличивая постепенно диаметр отверстии. Доведя диаметр отверстия до 3 - 4 мм, переходят к обработке бруска. Для этого на широкой плоскости по концам бруска вычерчивают полуокружности радиусом, равным 10 мм. Вокруг центрального отверстия вычерчивают окружность радиусом также 10 мм. После этого острым ножом удаляют участки бруска, выходящие за пределы линий, вычерченных на широкой плоскости бруска. В результате такой обработки заготовка приобретает вид, показанный на рисунке 4.
Чтоб сохранить или посмотреть изображение в полный размер - правой кнопкой мыши по картинке, выбрать «открыть изображение». Открывшееся изображение можно посмотреть в полный размер или сохранить, кликнув правой кнопкой мыши и выбрав «сохранить изображение».
Дальше начинается самая ответственная часть работы — выстругивание лопасти винта.
У готового винта нашей модели вертолета лопасти должны быть тонкими, так как чем легче винт, тем лучше будет летать модель. Лопастям надо придать одинаковый наклон и правильную форму в сечении. Обе лопасти должны иметь одинаковый вес. Обрабатывать лопасти надо осторожно: чем больше срезается дерева, тем тоньше становятся лопасти и легче их сломать или испортить грубым, неточным движением ножа.
Поэтому обработку лопастей лучше всего вести в три - четыре приема. Сначала идет грубая обработка ножом попеременно обеих лопастей. После этого уменьшают толщину лопастей рашпилем и напильником с крупной насечкой. Одновременно лопастям придается более правильная форма в сечении. Третий этап заключается в доводке формы сечения и толщины лопастей при помощи напильника, имеющего мелкую насечку. На этом этапе уже надо проверять, имеют ли лопасти одинаковый вес. Для этого винт надевают на проволочку и добиваются, чтобы он был уравновешен во всех положениях.
Четвертый этап заключается в осторожной шлифовке лопастей стеклянной «шкуркой». Заранее выструганную круглую палочку - ось - вставляют н центральное отверстие винта. Длина ее — 210 мм, толщина - 5 мм. Ось должна туго входить в отверстие. Но ее не следует вколачивать сильными ударами молотка, так как можно расколоть винт. Поэтому, если палочка входит слишком туго, лучше конец ее немного зачистить наждачной бумагой. Затем надо вставить ось на клею в винт и подождать, пока клей высохнет.
Теперь можно приступать к изготовлению бумажного фюзеляжа нашего вертолета. Для того надо выкройки фюзеляжа 7 и хвостовой балки 6, приведенные на рисунке, перевести на обычную писчую бумагу.
Размер отсканированных выкроек сохранен оригинальный в сантиметрах, для печати. Само изображение 300 dpi.
Затем выкройку фюзеляжа следует согнуть по пунктирным линиям, а выкройку хвостовой балки - скрутить трубочкой. В донышко фюзеляжа надо вклей и. картонную прокладку. В верхней части фюзеляжа и в его донышке должны быть прорезаны отверстия чуть большего диаметра, чем толщина оси.
Поверх «крыши» фюзеляжа наклеивается картонная шайба, в которой прорезается такое же отверстие. Затем надо склеить хвостовую балку, скрученную в трубку, и приклеить ее к задней, нижней части фюзеляжа. После того как все это высохло, надо в конец хвостовой балки вклеить кусочек пробки, а в нее, в свою очередь, воткнуть тонкую булавку, на которую насадить хвостовой винт нашего вертолета 5. Этот винт будет в полете крутиться, как мельница, от встречного потока воздуха.
Теперь фюзеляж надо надеть на ось винта вертолета. Фюзеляж должен свободно вращаться на осп. Затем на оси, примерно на расстоянии 100 мм от основного винта, надо укрепить на клею картонную и целлулоидовую шайбу-упор, на которую опирается фюзеляж в полете. Наш вертолет готов к полету.
Придать оси вертикальное положение и зажав ее между ладонями, движениями ладоней в противоположенные стороны, можно заставить винт «мухи» быстро вращаться. Фюзеляж модели при этом вращаться не будет. Если разжать ладони, освобожденный вертолет под влиянием подъемной силы, возникшей на винте, стремительно взвивается в воздух. Взлетает такая модель на высоту 3. 5 м. Остановившийся винт уже не создает подъемной силы, и «муха» плавно опускается вниз.
А теперь идея как еще можно сделать фюзеляж.
На яндекс поиске, в картинках, задаем поиск по фразе «рисунок вертолета вид сбоку». Их очень много. Выбираем который понравился ребенку. Гражданский или военный. Я вот наугад взял первый попавшийся, для примера.
Сохраняем. Делаем копию. И в каком-нибудь редакторе, которым умеете пользоваться, зеркально переворачиваем копию по горизонтали.
Распечатываем на всю ширину печатной области листа А4. Наклеиваем на плотную бумагу или тонкий картон. Вырезаем по контуру фюзеляжа. Вырезая, изображение заднего винта можно оставить для красоты, хоть он и не будет вертеться, это никак не помешает «мухе» летать. Изображение основного винта конечно же отрезаем.
Потом рисуем (можно мысленно) вертикальную линию на уровне оси основного винта, который мы отрезали. И отступив 5 мм в каждую сторону, параллельно рисуем еще по линии. На каждом изображении фюзеляжа.
Естественно менее заметные, чем на примере. И сгибаем фюзеляжи вот этим линиям, центральной линией наружу. Вот так:
Склеиваем фюзеляжи между собой. И вставляем ось с основным винтом между сгибами.
Опорную шайбу на оси, на которую опирается фюзеляж, приклеиваем на таком расстоянии от основного винта, чтоб он не цеплял за хвост вертолета.
Все. Наш красивый вертолет класса «муха» готов к полетам. =)
А если это военный вертолет, то можно пофантазировать, приклеить небольшие крылышки из картона, подвесить «ракеты». Ну в общем все что душе угодно.
Хочу обратить внимание, на то что я начал писать статью о современных материалах, которые можно использовать при изготовлении моделей. Именно «начал», потому, что не считаю ее дописанной, и надеюсь что она будет дополняться, как советами читателей, так может и сам что-нибудь еще найду. Статья находится тут.
Удачи вам в ваших начинаниях и продолжениях.
Если понравилось, добро пожаловать, подписывайтесь, делитесь идеями, ставьте лайк.