Найти тему
Дневник оптимиста

Автомобили СССР. Родоначальник советских «трёхосок».

Оглавление
Автомобиль ГАЗ-ААА, подвергшийся реставрации. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил использовать Алексей Богомолов, Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/aaarde.jpg
Автомобиль ГАЗ-ААА, подвергшийся реставрации. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил использовать Алексей Богомолов, Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/aaarde.jpg

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

В настоящей публикации предлагается краткое описание возникновения и производства в СССР первого грузового «шестиколёсника» — ГАЗ-ААА, который стал родоначальником такого вида автомобилей в нашей стране.

Запасные колёса у ГАЗ-ААА первого выпуска располагались под грузовой платформой. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил использовать Алексей Богомолов, Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/aaarde.jpg
Запасные колёса у ГАЗ-ААА первого выпуска располагались под грузовой платформой. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил использовать Алексей Богомолов, Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/aaarde.jpg

Почему стали строить грузовые «трёхоски»?

В мировом автомобилестроении начала прошлого века широкое распространение получил способ повышения грузоподъёмности за счёт увеличения количества колёс. Такие автомобили тогда назывались шестиколёсными. Большая площадь опоры на дорогу способствовала повышению грузоподъёмности на дороге и проходимости на бездорожье, что было весьма актуально для молодой Советской республики, не умеющей производить ШРУСЫ и не имеющей сети дорог с покрытием.

В 31-м году «трёхоски» стали собирать из американских комплектов в Нижнем Новгороде. Американская компания Тимкен производила тележки для шестиколёсных автомобилей Форд-АА, который являлся прототипом советской «полуторки». Он мог вести до 2,5 тонн груза и обеспечивать нужды армии в автомобилях повышенной проходимости. Эксплуатация американских автомобилей на просторах СССР показала их малый ресурс на бездорожье.

Конструкторы московского НАТИ с 31-го года приступили к проектированию отечественной «трёхоски», прототипом которой стал американский Форд-АА с тележкой Тимкен. Конструкция задней тележки собрала в себе лучшие достижения мирового автопрома и была рекомендована для производства в Горьком, Москве и Ярославле. Первой в серию пошла ярославская «трёхоска» — ЯГ-10 в 32-м году, однако её серия ограничилась 333 экземплярами из-за прекращения поставок американского двигателя «Геркулес».

Чертежи Форд-АА-НАТИ-30, переданные на Горьковский автозавод, были доведены конструкторами КБ спецмашин во главе с В.А. Грачёвым. Опытные автомобили показали себя лучше прототипов в Каракумском пробеге. Серийно ГАЗ-ААА стали выпускать с 34-го года и продолжали до бомбардировок завода в 43-м. Всего собрали чуть больше 37-ми тысяч автомобилей, что явилось своеобразным мировым рекордом того времени, так как ни одна страна не выпускала тогда столько «трёхосок».

Унификация ГАЗ-ААА с ГАЗ-АА была большой, но задняя тележка и длинная рама являлись главными отличиями.Фотографию в качестве иллюстрации разрешил использовать Алексей Богомолов, Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/aaarde.jpg
Унификация ГАЗ-ААА с ГАЗ-АА была большой, но задняя тележка и длинная рама являлись главными отличиями.Фотографию в качестве иллюстрации разрешил использовать Алексей Богомолов, Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/aaarde.jpg

Особенности конструкции ГАЗ-ААА.

Унификация «трёхоски» с «полуторкой» была значительной, однако она имела свои отличительные особенности:

Удлинённая рама с параллельно расположенными лонжеронами, начиная от кабины (второй поперечины), получила усиления и могла обеспечивать грузоподъёмность до 2 тонн. В месте крепления задней тележки рама имела поперечину из трубы, изогнутую в средней части для обеспечения вертикального перемещения среднего карданного вала.

После КПП был установлен двухступенчатый демультипликатор, позволяющий получить восемь передач вперёд и две назад.

Задняя тележка ГАЗ-АА. Адрес иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?v=CQ-3oHWeV_0
Задняя тележка ГАЗ-АА. Адрес иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?v=CQ-3oHWeV_0

Мосты с червячными главными редукторами собирались в балансирную тележку на четырёх перевёрнутых рессорах полуэллиптического типа, которые средней частью качались на единой оси, закреплённой кронштейнами к лонжеронам. Концы рессор крепились к мостам через сложные кронштейны, качающиеся на чулке полуоси в двух направлениях. Толкающие усилия от мостов на раму передавались двумя продольными тягами с подпружиненными пальцами, установленными на мостах.

Поверхность охлаждения радиатора была увеличена за счёт установки шести рядов трубок вместо четырёх на «полуторке», что способствовало лучшему охлаждению двигателя при работе в тяжёлых режимах.

«Трёхоска» снабжалась двумя запасными колёсами, которые первоначально помещались под грузовой платформой, позднее – на передних крыльях.

Зенитная установка 4М монтировалась на ГАЗ-ААА. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил использовать Алексей Богомолов, Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/aaarde.jpg
Зенитная установка 4М монтировалась на ГАЗ-ААА. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил использовать Алексей Богомолов, Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/aaarde.jpg

Где использовали «трёхоски»?

Главным потребителем «трёхосок» стала Красная Армия. С 38-го года автомобиль оснащался 50-ти сильным двигателем и модернизированными узлами ГАЗ-ММ, что не изменило его индекса, но немного улучшило тяговые возможности. Кроме грузовой платформы, на которой осуществлялась перевозка грузов, личного состава и буксировка артиллерийских систем, на шасси автомобиля устанавливались разнообразные надстройки.

Бронеавтомобиль БА-10А строился с применением шасси и узлов ГАЗ-АА. Разрешение на использование фотографии в качестве иллюстрации дал автор Алексей Балин. Адрес: http://xn--80abwll.xn--p1ai/ba-10a_35.html
Бронеавтомобиль БА-10А строился с применением шасси и узлов ГАЗ-АА. Разрешение на использование фотографии в качестве иллюстрации дал автор Алексей Балин. Адрес: http://xn--80abwll.xn--p1ai/ba-10a_35.html

Он был носителем фургонов для радиостанций, лабораторий и мастерских, штабных автобусов и санитарных машин. На шасси монтировали цистерны для перевозки нефтепродуктов и химикатов. Их использовали в качестве автомобилей аэродромных служб, а также производства нескольких моделей бронеавтомобилей, в том числе для железной дороги и плавающие.

Военный вариант ГАЗ-ААА. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил использовать Алексей Богомолов, Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/aaarde.jpg
Военный вариант ГАЗ-ААА. Фотографию в качестве иллюстрации разрешил использовать Алексей Богомолов, Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/aaarde.jpg

На бронеавтомобилях два запасных колеса устанавливались таким образом, что они не позволяли ему «зависнуть» на средней части, повышая проходимость. В годы войны, как все советские автомобили, ГАЗ-ААА выпускался в упрощённом варианте. На шасси монтировались артиллерийские установки и знаменитая «Катюша». Значительная часть «трёхосок» работали в геологоразведке и пожарных частях.

Подробное видео о восстановлении ГАЗ-ААА можно посмотреть здесь.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

О «полуторке» можно прочитать здесь.

С первым легковым автомобилем СССР можно ознакомиться здесь.

О генеральской «Волге» можно прочитать здесь.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.

Авто
5,66 млн интересуются