Найти тему
ОНИ

«С-32» — советский истребитель пятого поколения

Проектирование истребителя пятого поколения «И-90» стартовало в СССР на рубеже 1970-1980-х годов. Изначально работы должны были проводиться только в КБ «МиГ», а КБ Сухого было поручено создать штурмовик пятого поколения. Однако после смены руководства КБ Сухого в начале 1980-х годов в бюро также начинается проектирование истребителя «С-22». После работ по проекту было установлено, что для истребителя пятого поколения требуется бо́льшая масса, в связи с чем началось создание утяжелённой версии «С-32».

Самолёт имел отрицательную стреловидность крыла, благодаря чему возрастала дальность полёта, управляемость и подъёмная сила. Несмотря на это, конструкция не была лишена недостатков: крыло сильно подвержено деформации в воздухе. Именно по этой причине самолёты данной схемы не получили широкое распространение в середине XX века. Ситуация кардинально изменилась с приходом композитов. Углеволокну задавалась ось жёсткости, которая компенсировала изгибающий момент.

Самолёт обладал длиной около 23 м, и размахом крыла в 17 метров. Изначально его планировалось оснастить двумя турбореактивными агрегатами «РД-79М» с возможностью изменения направления тяги. Однако затем их было решено заменить на «АЛ-41Ф», которые устанавливались на экспериментальный «МиГ-1.44». Также при разработке большое внимание было уделено стелс-технологиям.

ТРДД «АЛ-41Ф»
ТРДД «АЛ-41Ф»

Параллельно создавался корабельный вариант со складными консолями крыла под названием «Су-27КМ». В основном машину планировалось эксплуатировать на авианосцах, одним из которых должен был стать «Ульяновск» с атомным реактором на борту.

К сожалению, в середине 1989 года, с ухудшением экономической ситуации в стране, работы по «Су-27КМ» были прекращены, а разработка «С-32» продолжалась без государственного финансирования. Даже после распада СССР программа не была свёрнута, но построен был только один опытный экземпляр, известный как Су-47 «Беркут».