Ходынское поле известно всем любителям авиации - до 2003 года здесь располагался аэродром имени Фрунзе, а после, на протяжении почти 10 лет, территория была одним из крупнейших в России кладбищем самолётов. В 2012 году Ходынку покинули последние экспонаты, спустя некоторое время территорию бывшего аэродрома начали активно застраивать. А в 2014 году внезапно для всех здесь появился новый самолёт.
Ту-134 с номером СССР-65694 был выпущен в 1980 году и был поставлен в Латвийскую ССР, рижскому авиаотряду, базировавшемуся в аэропорту "Скулте". После обретения Латвией независимости вошёл в состав флота авиакомпании Latavio, созданную на базе латвийского управления гражданской авиации. Здесь самолёт получил новую регистрацию - YL-LBD.
В 1995 году Latavio прекратила своё существование и борт YL-LBD на несколько лет оказался на земле. Вновь летать самолёт начал лишь через 5 лет, когда его передали в "Аэрофлот". Здесь самолёту вернули прежний номер, который он носил ещё в советские времена - 65694.
Есть так же сведения, что в 1998-2000 годах самолёт летал с казахской регистрацией UN-65694 и выполнял рейсы для компании Bristow Helicopters. Однако эту информацию мне удалось найти только на сайте рижского музея авиации, каких-либо других подтверждений этому нет.
Как бы то ни было, в 2000 году самолёт вернулся в Россию, и в "Аэрофлоте" борт ещё 7 лет - вплоть до вывода Ту-134 из парка национального авиаперевозчика в 2007 году. После лайнер попал в авиакомпанию "Сибавиатранс", входившую в альянс AirUnion. В новой авиакомпании этот Ту-134 летал недолго - в 2008 году у членов AiRUnion начались финансовые сложности, а уже в октябре "Сибавиатранс" запретили полёты. Борт 65694 вместе с другими самолётами альянса оказался на хранении в московском аэропорту "Домодедово".
В 2014 году на территории Ходынского поля началось строительство ЖК "Лайнер". В декабре того же года борт 65694 был расстыкован и вывезен из "Домодедово". Самолёт установили неподалёку от пересечения улицы Авиаконструктора Микояна и проезда Берёзовой рощи. В 2015 году в салоне открылся офис продаж квартир будущего ЖК. При этом как сообщал сам застройщик кабину самолёта оставили без изменений.
В 2019 году все квартиры в доме были проданы и самолёт-офис стал не нужен компании-застройщику. Ту-134 выставили на продажу за 19 миллионов рублей. Нашёл ли самолёт своего покупателя - неизвестно, но через некоторое время объявление о продаже с публикации сняли. А уже в конце 2019 года Ту-134 потихоньку начали разбирать. Сначала отсоединили киль со стабилизатором и гондолы двигателей.
Уже в 2020 году самолёт лишился отъёмных частей крыла, которые вместе с килем и разобранным стабилизатором просто бросили рядом.
Сейчас работы по разбору самолёта остановились. Хочется надеяться, что самолёт не порежут, а расстыкуют и перевезут в другое, более подходящее для него место. Увы, верится в это с трудом.
Обновление от 10 ноября 2020 года
В ночь с 9 на 10 ноября Ту-134 был вывезен с территории Ходынского поля. Самолёт доставят в Калужскую область, где он станет экспонатом авиационного музея на аэродроме "Орешково".
Материалы по теме:
Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"
Кладбище авиатехники на Ходынке: судьба самолётов
Аэропорт МинВод: заброшенная метеостанция и старые "Туполевы"
Airbus A350: снаружи, внутри и в воздухе
Судьба самолёта: история Ан-24 с трассы М4
Звезда севера: история последнего в России Boeing 737-300
Аэропорт Адлера: взлёты и посадки. Часть 1
Из России в Азию: какая судьба ждёт Ту-204 Red Wings?