Мы уже неоднократно рассказывали об иномарках на дорогах СССР. Преимущественно это были грузовые автомобили, легковые иномарки ввозили в частном порядке и это были скорее исключения из правил.
Industrieverband Fahrzeugbau (IFA) - объединение автопроизводителей ГДР. Этому объединению принадлежали все производимые в оккупированной СССР территории марки. Многие имели свои собственные названия, например, всем известным дуропластовый Trabant. А вот один из грузовиков-трудяг выпускался под маркой IFA - модель W50L.
Несмотря на то, что все производство велось на подконтрольной СССР территории, логика названий моделей там была иная - никаких вам 450187, 537778 и прочего. Модель разрабатывалась в Вердау начиная с конца 50-х годов - вот вам W в названии. Грузоподъемность автомобиля 5 тонн, но решили, что в индекс модели пойдет цифра 50 (50 появилась в процессе испытаний, изначально планировалась грузоподъемность 4,5 т и цифра 45), то есть грузоподъемность в центнерах. Производится грузовик будет в Люгвисфельде - вот вам и L в названии.
W50L (тогда он назывался W45) для испытаний был собран в 1962 году. Производство планировали начать в последнем квартале 1964 года, но планам суждено меняться: в ГДР отменили производство новейшего пассажирского авиалайнера Дрезден 152, для которого двигатели планировали собирать в Людвигсфельде. Таким образом, освободившиеся производственные мощности надо было чем-то загружать и в Люгвисфельде перенесли производство нового грузовика.
Строительство завода началось в 1963 году и оно было крупнейшим в ГДР: территория простиралась на 170 Га. Стройка была ударной, поэтому уже в 1965 году был выпущен первый серийный W50L.
W50L пришел на смену S4000, который выпускался в Вердау до 1965 года и имел грузоподъемность 4 тонны. Этот грузовик был капотным и поставлялся в основном в Польшу, Венгрию и Кубу, от него новой модели достался дизельный четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением ЕМ-4-22 мощностью 110 л.с. с крутящим моментом 320 Н*м. Двигатель был к середине 60-х уже порядочно устаревшим, поэтому IFA купила лицензию у западногерманского MAN на систему непосредственного впрыска, которая была в 1967 установлена на двигатель EM 4-22, за счет чего удалось на 15 л.с. увеличить мощность двигателя.
КПП на новом автомобиле была пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах, сделана она была в отдельном корпусе и пристыковывалась к двигателю. Одной из существенных модернизаций автомобиля в процессе производства была установка на него горного тормоза - это новшество по достоинству оценили водители, работающие в горных условиях, особенно в зимнее время.
Автомобиль получился очень удачным и неприхотливым. Двигатель расходовал в режиме эксплуатации 17 литров на 100 км, дополнительно экономичность повышалась за счет того, что на холостых оборотах он работал всего на двух цилиндрах, что, правда, повышало уровень вибрации. В СССР W50L начали поставлять в 1971 году, за первые 8 лет было привезено 23 тысячи грузовиков - не так много, учитывая что завод в ГДР производил ежегодно 15 тысяч, а позднее объемы производства удалось удвоить, в 1986 году были собраны рекордные 32 тысячи грузовиков.
И если в СССР в основном были бортовые грузовики, то в ГДР и других странах СЭВ ассортимент автомобилей на шасси W50L потрясал воображение:
В ГДР IFA W50L стала основной машиной для спецтехники - краны, цистерны и многое другое устанавливали на шасси. Несмотря на широкое распространение грузовика в ГДР, до 80% выпущенных автомобилей поставлялись на экспорт. Причем производитель активно искал выходы на рынки не из СЭВ, в результате чего часть автомобилей была поставлена в Иран и Ирак.
Но не все коту масленица - были у автомобиля и конструктивные недостатки. Главный из них - не откидывалась кабина, что усложняло доступ к двигателю во время ремонта. Справедливости ради стоит отметить, что неприхотливый двигатель редко требовал внимания, а КПП легко отстыковывалась от него снизу, так что в целом мучения возникали лишь в том случае, когда приходилось что-то чинить. Кроме того, в автомобиле с 12-вольтной системой электрооборудования был стартер на 24 В, что заставило делать систему запуска более громоздкой из-за дополнительного электрооборудования.
Тем временем, немецкие конструктора не теряли времени даром и разрабатывали автомобиль грузоподъемность 6 тонн, который получил название L60 - потому что и разрабатывался, и производился он на одном и том же заводе. Правда этот автомобиль не успел стать таким же хитовым, как его предшественник: ГДР прекратила существование, завод достался назад историческим владельцам Daimler-Benz и производство L60 было прекращено после вялых попыток модернизировать грузовик путем установки на шасси более свежей кабины, завод стал производить грузовики Mercedes-Benz.
Лишь малая доля грузовиков поступала в СССР: всего W50L и L60 было выпущено около 571 тысяча, в СССР поставили около 10-15 %. Тем не менее, многие из них до сих пор в строю.
На графике представлена динамика производства, отдельно выделены L60:
Не все планы IFA сумела осуществить. Еще в 1967 году планировалось расширить модельный ряд за счет 3-, 6-, 10-тонных грузовиков. Но, как это часто бывает, заводу было поручено выпускать то, что пользуется уверенным спросом здесь и сейчас, а о развитии думать в последнюю очередь. В итоге модель W50L продержалась на конвейере более 20 лет, но при этом за счет удачной конструкции пользовалась устойчивым спросом. Правда, в рамках рыночной экономики его преемник L60 оказался никудышным, из-за чего и был снят с производства.
Нашли неточности или есть что добавить? Пишите в комментариях.
Спасибо за внимание. Не забудьте поставить лайк. Подписывайтесь на наш блог - впереди будет много интересного!