Найти в Дзене

Маленький помощник из Минска: МТЗ 05

Всем привет, в данной статье я хочу рассказать вам об одном из творений Минского тракторного завода-мотоблок МТЗ 05.

Один из первых на то время отечественных мотоблоков Беларусь МТЗ 05 вышел с конвейера Минского тракторного завода в 1978 году. Этот агрегат стал альтернативой мини-трактора и предназначался для работ на сельскохозяйственных участках с небольшой площадью. Мотоблок отличался простотой конструкцией, надежностью, дешевизной обслуживания. Параллельно с белорусским заводом Белорус МТЗ 05 производился на Сморгонском агрегатном (г. Гродно). Модель оказалась настолько удачной и востребованной, что выпуск этой техники не прекращался до 1992 года, пока ее не заменил более экономичный и совершенный Беларус МТЗ-09Н.

МТЗ 05 был создан для сельскохозяйственных работ на малых территориях, где не мог быть использован обычный трактор, и вполне способен заменить минитрактор. Кроме того, с помощью данного мотоблока можно облагораживать сады, парки и пришкольную территорию, обрабатывать приусадебные участки. Из-зы того, что он был одноосным, мог разворачиваться на месте. Также, из-за малых габаритов, им было удобно работать в теплицах. Благодаря специальным креплениям, расположенным на самом мотоблоке, можно было работать с целым рядом навесного оборудования, что превращает его в многофункциональную машину.

С помощью МТЗ 05 можно:
рыхлить и культивировать почву;
обрабатывать междурядье;
вспахивать легкий грунт;
производить посев;
выкапывать корнеплоды;

Кроме этого «Беларус 5» дает возможность скашивать высокие травы и мелкую поросль. 

При оснащении местом для оператора мотоблок становится полноценным транспортным средством, развивающим неплохую скорость на ровной местности. Беларусь МТЗ 05 также может использоваться как стационарный двигатель. В таком случае используется вал отбора мощности. 

Устройство

МТЗ 05 отличается оригинальностью конструкции. У него нет рамы, совсем нет. Это позволило значительно снизить массу мотоблока. Сама техника представлена как двухколесное, одноосное шасси, где все агрегаты скомпонованы в одно целое. Основные узлы составляют двигатель, трансмиссия и ходовая часть. Двигатель мотоблока МТЗ-05 прикреплен непосредственно к мокрой, многодисковой муфте сцепления. Далее следует узел главной передачи, представленной коническими шестеренками со спиральными зубьями. За главной передачей расположен дифференциал с самоблокировкой. От него, при помощи одноступенчатых редукторов, крутящий момент передается на колеса. Поверх корпуса трансмиссии располагается бак для топлива, рассчитанный на 5 л и рулевая колонка, на которой находятся органы управления. Для крепления колес используются фланцы конечных передач. Два колеса с шинами низкого давления, имеющими высокий протектор в виде елочки, обеспечивают надежное сцепление с грунтом. Выхлопная труба находится в правой части двигателя, а на нижней части установлен стояночный тормоз. МТЗ Беларус 05 имеет механическую коробку передач, расположенную за муфтой сцепления. Четыре основных скорости обеспечивают передвижение техники со скоростью от 2-х до 10-ти км/ч. Для движения мотоблока назад используется режим реверса. 

Особенности

Белорусский мотоблок МТЗ 05 уверенно себя ведет на пашне, и легко справляется с неровностями благодаря высокому дорожному просвету (около 300 мм).

Из особенностей МТ 05 можно выделить:
Оригинальную рулевую колонку. Она может поворачиваться по горизонтали относительно продольной оси устройства на 160°. Этот фактор дает возможность оператору во время работы или заднего хода находиться сбоку от мотоблока. Для удобства управления рулевая колонка может перемещаться вверх-вниз на угол до 15°.
Изменяемую колею. Ширина колеи может меняться с помощью перестановки колес, при этом она варьируется в пределах 425, 600 или 700 мм. 

Также к особенностям мотоблока МТЗ 05 можно отнести фрикционный дифференциал. Узел позволяет осуществлять межколёсную блокировку колес. При этом обеспечивается оптимальное распределение мощности, снимаемой с главного вала, между каждым колесом в зависимости от испытываемого давления. 

Двигатель

Для мотоблока МТЗ-05 был необходим сравнительно легкий и достаточно мощный двигатель. Конструкторы остановили свой выбор на МеМЗ-965, на базе которого был спроектирован и разработан «УД-15». До этого ЗАЗ-966 использовался в генераторных установках военных радиостанций и устанавливался на автомобили «Запорожец». УД-15 – это карбюраторный четырехтактный бензиновый силовой агрегат с одним цилиндром. В нем используется принудительное воздушное охлаждение. Двигатель имеет рабочий объем 245 см3 и выдает мощность до 6 л. с. при 3600 об/мин (5 лс на МТЗ О5 при 3000 об/мин), что соответствует 4,41 кВт. Частота вращения достигает 3000 об/мин. Двигатель УД-15 неприхотлив и достаточно прост в обслуживании. На него без труда можно найти запчасти. Однако, мотор имеет свои недостатки: часто выходит из строя и не экономичен. Позже на некоторые мотоблоки МТЗ-05 ставились двухцилиндровые двигатели УД-25 с мощностью в 8 л. с. Сейчас эти агрегаты часто заменяются более совершенными моторами китайского и японского производства.  

Из-зы возраста и небрежной эксплуатации таких мотоблоков с каждым днём становиться всё меньше. Средняя цена на него составляет 39000 рублей, но она может быть меньше, опять же, из-за возраста.

Спасибо за внимание!

Авто
5,66 млн интересуются