Неужели дождались? Не прошло еще и полутора десятков лет с начала выпуска «Патриота», как УАЗик получил «автомат». И чтобы его оценить, мы забрались в Край оврагов.
Откровенно говоря, я представлял себе Азербайджан более зеленым. А заповедник Гобустан отличают почти марсианские пейзажи. Желтые, красные, серые скалы, песок – серый, желтый, красный… Оказалось, что в этой стране размером 500 на 600 км можно встретить 9 из 11 типов климата планеты Земля. В Гобустане, к примеру, полупустыня. В переводе же название означает «край оврагов».
По этим-то бесконечным оврагам, по каменистым дорогам и осыпающимся под колесами тропинкам мы и гоняли наш «Патриот», впервые в его жизни оснащенный автоматической коробкой передач.
И, между прочим, коробкой не абы какой. Возможно, кто-то ожидал, что в Ульяновске ради экономии остановятся на каком-нибудь китайском агрегате неизвестной породы. Ничуть не бывало – там выбрали известную, проверенную конструкцию. Коробка 6L50 Powerglide разработана для бензиновых БМВ Х3 и 3-й серии. Ее выпускают с 2006 года на бывшем заводе GM во французском Страсбурге.
Коробка 6-ступенчатая гидромеханическая с тросовым приводом, необслуживаемая, рассчитана на двигатели мощностью до 320 л.с. и крутящим моментом да 450 Нм. Так что 150-сильный мотор «Патриота» подходит к ней идеально. Весит французская АКП 80 кг, из них 10 кг приходится на масло. Срок службы – 200 000 миль (320 000 км). А выбрали ее ульяновские специалисты за «широкие возможности индивидуальной адаптации и оптимальный выбор передачи при использовании на дорогах со сложным рельефом». После всесторонних испытаний при температурах до минус 40 сконструировали новый картер гидротрансформатора, чтобы приспособить к двигателю «ЗМЗ Про», и изменили систему охлаждения, установив масляный радиатор с корейскими компонентами.
Первую в истории
УАЗа автоматическую коробку устанавливают помимо прочего на «Камаро», «Кадиллаки» СTS и SRX. На сегодня изготовлено уже два миллиона 6L50 Powerglide
Знакомство наше с «автоматическим» «Патриотом» началось с того, что селектор новой коробки мне не слишком понравился – угловатый какой-то, не лежит в руке. Но может оно и к лучшему: руки водителя и при езде по шоссе, и особенно на пересеченной местности должны руль держать, а не рычаг коробки. Другое дело, что семьдесят верст скачек по гобустанским оврагам показали: передаточные числа в коробке подобраны, пожалуй, не слишком удачно. Второй на крутой горке порой не хватает, а первая кажется немного избыточной. Иногда и на новых магистралях между Баку и Гянджей, и на широченных улицах нефтяной столицы возникал определенный дефицит тяги. Впрочем, объяснить его можно и некоторой «сердечной недостаточностью»: все же 150 «лошадок» 2,7-литровой бензиновой «четверки» с моментом лишь 235 Нм маловато для 2,5-тонной машины.
Другое дело, что на рамном автомобиле с неразрезными мостами и рессорной задней подвеской в любом случае особо не погоняешь. Даже на гладком асфальте с пологими волнами «Патриот» опасно кренится в поворотах и скачет на прямой. Тем не менее «автоматический» УАЗ порадовал: в салоне стало определенно тише по сравнению с «механической» версией, на которой пришлось много поколесить по дорогам Кольского полуострова в прошлом году. И дело не только в том, что АКП, особенно на отечественных моделях, по определению тише механической трансмиссии.
Ульяновцы признались, что к премьере «автомата» приурочена очередная модернизация. На «Патриоте» установлен другой передний пол в зоне селектора АКП, изменены резиновая смесь и конструкция опор двигателя, а система выпуска теперь крепится к раме на резиновых опорах. Все это привело к снижению шума и вибраций.
Радует, что в своей работе по модернизации инженеры руководствуются пожеланиями тех, кто на их машинах ездит. Конечно, в большинстве своем это не самые избалованные люди. Тем не менее многие жаловались на передние сиденья «Патриота» – не слишком комфортабельные и не особенно презентабельные по виду. Теперь же можно будет заказать кресла новой конструкции с усиленной боковой поддержкой, а также новым типом набивки – с тканевой или кожаной отделкой.
За 450 км по самым разным азербайджанским дорогам у меня (и у моей спины – это главное!) не возникло претензий к новым сиденьям. Зато появилась возможность проверить еще одно утверждение создателей машины: дескать, «автомат» позволил серьезно умерить аппетит заволжского мотора. Официальные цифры говорят о снижении на 2 литра на каждую сотню в шоссейном режиме по сравнению с УАЗиком на «механике». Я пытался найти расход бензина в меню борткомпьютера, однако такового не обнаружил. Действительно, подтвердили ульяновцы, пока этих данных нет, но в самом скором времени появятся. Нехитрые же подсчеты показали, что полубака нам хватило на 220 км, треть из которых – пески и скалы «края оврагов». Тем самым средний расход составил 15,4 л/100 км.
Коротко о главном
Долгожданный «автомат» обойдется в лишние 100 тысяч рублей, но, безусловно, добавит поклонников ульяновскому вездеходу, который постепенно становится все более цивилизованным. Радует, что эта проверенная, надежная конструкция авторитетной марки несколько снизит зверский аппетит «Патриота». Кроме того, вместе с АКП автомобиль получил новые сиденья, современную мультимедийную систему, стал заметно тише и немного комфортабельнее.
Скажете, много? Но в России у такой машины в любом случае нет конкурентов. Настоящие профессиональные вседорожники, коих осталось даже меньше, чем пальцев на руке, стоят в разы дороже. У старой «Нивы» нет «автомата». И даже китайские универсальные вседорожники – рамные, но с независимой передней подвеской – минимум на 600 000 дороже.