Продолжение серии о боевых самолётах
В ходе Вьетнамской Войны стало ясно что дозвуковые бомбардировщики не смогу прорывать ПВО противника. Но проблемы были и у высотной авиации. А у нас на вооружение стратегической авиации были только дозвуковые и высотные Ту-95 и М-4. В 1967 году Совет Министров СССР принял решение о создании нового стратегического боевого самолета со сверхзвуковой максимальной скоростью полета и возможностью прорыва ПВО на малых высотах с дозвуковой скоростью. К решению постановление были поначалу привлечены ОКБ Сухого (Т-4МС) и Мясищева (М-18). Туполев вклинился в программу вначале в инициативном порядке с своим боевым вариантом пассажирского Ту-144. Туполевский проект поддержки у военных не встретил. Разработки же Мясищева и Сухого получили поддержку военных, особенно Мясищева.
Но у недавно воссозданного ОКБ Мясищева не было соответствующей производственной базы. ОКБ Сухого было занято проектами более легких истребителей и истребителей-бомбардировщиков, более важных для советских ВВС, чем создание нового стратегического ракетоносца. Было принято решение передать все наработки Сухого и Мясищева в ОКБ Туполева и там спроектировать новый бомбардировщик на базе Мясищевского М-18.
В 1974 году началось проектирование. Вначале "туполевцы" не хотели копировать М-18 и начали проектировать с нуля, с опорой на наработки Ту-144 преимущественно, а также Ту-22М ( с изменяемой геометрией крыла) и Ту-95. Даже отказались от изменяемой геометрией крыла. Но в ходе работ стало ясно, что конструктивная схема, предложенная в свое время на «фирме Мясищева», в ходе создания М-18, – оптимальна. И к ней вернулись, хотя нельзя сказать, что Ту-160 копия М-18, как нельзя сказать, что он копия американского B-1 «Lancer». Это самостоятельная разработка «фирмы Туполева».
Первый полет самолет совершил 18 декабря 1981 года
10 октября 1984 года совершила первый свое полет первая серийная машина
А в 1989 году были завершены госиспытания.
Самолет получился самым большим и тяжелым сверхзвуковым самолетом в мире. Он же самый большой и тяжелый самолет в мире с изменяемой стреловидностью крыла. Так же он самый большой и быстрый бомбардировщик в мире.
Ту-160 создан низкопланом, построенным по интегральной схеме с крыльями изменяемой стреловидности.
Оснащен мощными бортовыми радиоэлектронными системами, включающим в себя бортовой комплекс обороны «Байкал». Первый самолет, получивший в дальней авиации туалет в состав бортового оборудования.
На вооружении изначально стояли ракеты дальнего радиуса Х-55(М), бомбы только в случае переоборудования. Сейчас в ходе модернизации Ту-160М получили в арсеналы управляемый бомбы и большую палитру различных ракет. Такие боевые машины приняли участие в конфликте в Сирии. Это стало боевым крещение «Белых лебедей», как их прозвали в войсках.
Тактико-технические характеристики:
Размах крыла, м
максимальный 55,70
минимальный 35,60
Длина самолета, м 54,10
Высота самолета, м 13,20
Площадь крыла, м2 360.0
Масса, кг
пустого самолета 110000
нормальная взлетная 267600
максимальная взлетная 275000
Масса топлива, кг 148000
Тип двигателя 4 ТРДДФ НК-32
Tяга, кН
бесфорсажная 4 х 137.20
форсажная 4 х 245.70
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 2000
у земли 1030
Крейсерская скорость, км/ч 850
Практическая дальность, км
с нормальной бомбовой загрузкой 14000
с максимальной бомбовой загрузкой 10500
Продолжительность полета, ч 15
Максимальная скороподъемность, м/мин 4200
Практический потолок, м 15600
Макс. эксплуатационная перегрузка 2.0
Экипаж, чел 4
Вооружение:
В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках размещаться различная целевая нагрузка общей массой стандартно - 22500 кг, максимально - до 40000 кг:
в том числе 2 барабанные ПУ с шестью стратегическими и тактическими КР Х-55 и Х-55М.
Источники: http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu160.html,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-160,
Спасибо всем, кто прочел статью!
Техника и жизнь будет рада Вашим пальцам вверх и комментам!)
Наш инстаграм тут - подписывайтесь!
Еще один наш проект на Zen.Yandex - СОВРЕМЕННОСТЬ И ИСТОРИЯ