Найти тему
Дядя Ваня про авто

Диски 🏎, которые прослужат вам вечность. Как выбрать надежные?

Бывает три вида автомобильных дисков:

  • кованые 
  • литые (выливают в формах) 
  • стальные / штампованные диски (самый дешёвый вариант) 

Какие диски лучше и в чем их особенность? В конце мы рассмотрим минусы каждого вида и вы сможете выбрать вариант, который подходит именно вам. Читайте до конца...

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Кованые диски - самые дорогие и самые прочные

Это самые дорогие диски. Кованые диски куются на огромном прессе, который дает усилия в 10 000 тонн. Когда говорят, что диски кованые - это не совсем верно, правильнее будет назвать “диски, изготовленные методом горячей объемной штамповки в закрытых матрицах”. Но, люди называют их коваными, потому что процесс очень похож на обычную ковку стали.

Кованые диски изготавливают точно также, как и строят самолетные детали - с особой точностью. А оборудование, на котором производят кованые диски, очень дорогое.

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Кованые диски изготавливаются из авиационного сплава ✈

Кованые диски изготавливают из ✈ авиационного сплава: с составом магния,  меди, кремния и марганца. Такой сплав очень легкий и прочный, да ещё и пластичный. За рубежом этот сплав называется авиационный алюминий 6061. 

Процесс изготовления

  1. Берут цилиндр такого сплава, отрезают от него болванку диаметром 20 см. Толщину выбирают в зависимости от нужного диска для определенной резины. 
  2. После этого, эту заготовку начинают прессовать, то есть ковать ее, уплотнять в кузнечном прессовом цеху. Эти заготовки сплющивают, то есть осаживают или куют их, и они получаются плоские, как блинчики.
  3. Дальше, эти блинчики берут и разогревают 430 градусов и, с помощью штампа, делают из них своеобразные кастрюли. Эти кастрюли уже с виду напоминают диски. Их снова разогревают в печи и штампуют уже под другим прессом.
  4. Как только заготовку достали из печи, то должны подвергнуть её прессу не позднее 11 секунд, иначе заготовка остынет и будет негодной.
  5. Эту заготовку берут из печи, подкладывают под пресс форму, и из пресса достают уже почти готовый автомобильный диск. Конечно, при этом, из заготовки выдавливают все излишки металла. 
  6. Первые несколько таких дисков отправляют на контроль качества и, если всё соответствует нормам, то штампуют остальные заготовки - запускают серийное производство. 
  7. Металл кованых дисков закаливают, разогревают в печи при температуре 515 градусов, а потом быстро охлаждают в воде. Из-за закалки , сплав начинает иметь мелкозернистую структуру.
  8. Потом, диски состаривают, то есть: держат в печи при температуре 150-160 градусов 14-12 часов. И после этого, очень медленно охлаждают. 
  9. Такие диски проходят контроль качества: один из дисков берут и просто распиливают безжалостно, чтобы посмотреть его структуру внутри. Также, диски ставят на специальные разрывной стенд, где их проверяют на нагрузку, определяют, насколько прочный диск.
  10. Позже, кованые диски отправляют на токарный станок, где вырезают из этой заготовки нужный по дизайну диск, нужный рисунок. Рисунок зависит и от нагрузки на диск.
  11. Прорезают отверстия под болты и отверстия под ниппель. Бывает такое, что готовый кованый диск весит 5 кг 15-дюймовый, а самый легкий кованый диск в мире весил всего лишь 3 кг 950 г.
  12. С диска снимают острые кромки, проводится контроль на биение диска и балансировка. Позже, диски по желанию красят. 

Таким образом, на производство одной партии кованых дисков выходит неделя времени.

Чтобы ковать диски большого диаметра - 22 дюйма, необходим пресс с весом 10 000 тонн. Меньший пресс не продавит диски диаметром 22 дюйма. Для этого, нужно разогреть сплав алюминия до почти жидкого состояния, а это уже получается не ковка, а жидкая штамповка, то есть, уже литые диски - диски под высоким давлением.

Кованые диски - это самые прочные диски, прочнее литых. А также, они намного легче по весу. Кованые диски, например, просто гнутся при большом усилии, а вот литые просто разлетаются на куски. 

Литые диски это уже не роскошь

Совсем недавно, литые диски считались чем-то крутым, а сейчас купить их не составит и труда. Когда-то литые диски вообще было сложно найти они стоили больших денег. 

Литые диски делают с помощью литья. Сплав таких дисков - это магний и алюминий. Такой сплав также очень прочный и устойчив к механическим повреждениям. Когда-то, легкосплавные диски делались только лишь из алюминия, но такие диски часто лопались прямо во время езды. И старые водители, еще с тех времен, часто думают, что литые диски - это всего лишь чисто алюминиевые диски. 

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Процесс изготовления

  1. Берут болванку сплава алюминия и магния и закладывают ее в печь, разогревают до температуры 600-700 градусов. Металл, при этом, уже начинает плавиться.
  2. Этот металл заливают в формы, потом, эти скрытые в формы болванки охлаждают в воде.
  3. А чтобы металл стал более жестким, его разогревают еще несколько раз до 200 градусов и медленно охлаждают, а потом эту болванку крепят на стенд и фрезой вырезают из нее готовый диск.
  4. Потом, такой диск с готовым дизайном красят и упаковывают. 

Процесс намного проще процесса производства кованых дисков. 

Стальные диски или штамповки - самые популярные автомобильные диски

Стальные диски самые ходовые на рынке, их ставят в основном зимой на недорогие автомобили, то есть, их еще называют штампованные диски.

Такие диски имеются всех размеров и их также ставят обязательно на автобусы, микроавтобусы и грузовики. Почему это делают? Да потому что такие диски очень дешевые, они дешевле, чем кованые и литые. 

Штампованные диски хороши тем, что они эластичные и прочные, например, литой диск, при попадании в яму, может просто лопнуть на части и это очень и очень опасно даже на маленькой скорости, а стальной диск штампованный просто прогнется и все. После этого, его нужно просто прокатать и стоит это недорого.

Стальные диски делают из эластичной стали конкретной марки, но каждый производитель держит в секрете свою сталь.

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Процесс изготовления

Стальной диск собирается из обода (он же цилиндр) и тарелки.

  1. Обод делают из листовой стали: отрезают кусок длинной стали, закручивают с помощью валика и стык качественно сваривают сваркой.
  2. Шов обрезают, чтобы диск стал гладким.
  3. Потом, делают тарелку также из листовой стали. При помощи пресса, выдавливают тарелку с отверстиями. Отверстия нужны для охлаждения самого диска.
  4. Также, делаются ребра жесткости на тарелке, просверливают отверстия под болты и шпильки. Тарелка очень редко бывает плоской, потому что ей нужны ребра жесткости, чтобы диск был прочным.
  5. Далее, сваренный обод отправляют под пресс. Там его сжимают, придавая нужную форму. Обычно, болванка обод проходит около 4 прессов и каждый пресс продавливает изгибы своей формы.
  6. Потом отрезают нужное и шлифуют выступающие кромки.
  7. После этого, соединяют обод с тарелкой.
  8. Тарелку кладут внутрь цилиндра, нагревают с помощью горелки и опускают в нужное место для крепления. А чтобы зафиксировать тарелку, ее приваривают к ободу, а сварной шов очень хорошо обрабатывают и получается готовый штампованный диск.
  9. Потом сверлят дырки под ниппель и наносят краску.
  10. Диски проходят контроль качества.
Подписывайся на наш канал, чтоб не пропустить новые выпуски

➖ Минусы стальных

  • Такие диски некрасивые, однако на автобусе не до красоты, куда важнее безопасность.
  • Также, минусы штампованных дисков - это то, что сталь ржавеет.
  • Стальные диски тяжелее и их нужно постоянно балансировать.

➖ Минусы кованых

Минусы же кованых дисков в том, что они очень прочные, следовательно, когда вы попадаете в яму, они не гнутся и не трескаются и не ломаются, как литые и, следовательно, все усилие от удара передается подвеске и рулевому механизму и приводным валам. И все эти компоненты быстрее ушатываются.

➖ Минусы литых

А вот литые диски плохи тем, что рисунок на них, в виде всяких снежинок, способствуют тому, что эти снежинки набиваются довольно плотно грязью. Лед и обледеневшая масса очень тяжело отпадают, вследствие чего, нарушается балансировка колеса и намного быстрее изнашивается резина. Такие диски хороши только для летнего сезона. А на зиму обычно ставят штампованные диски - стальные. 

Какие диски выбрать решать вам, исходя из ваших потребностей.

Но кованые однозначно выглядят круче всего, как считаете? ⬇⬇⬇Ниже ставьте палец вверх 👍, если согласны, и палец вниз 👎, если вам не нравятся кованые диски.

Авто
268,3 тыс интересуются