Найти в Дзене
Как на самом-то деле?

Правда ли, что Буран скопировали со Спейс шаттла? Часть 1

Оглавление

Правда! В части технического, точнее политического задания. Вызвали в ЦК КПСС академика Глушко, Лозино-Лозинского, ещё некоторых руководителей авиакосмических КБ и предприятий, и сказали:

- Американцы вот такую штуку сделали, не ровён час бомбы в космос возить начнут и над нами развешивать. Повторить сможете?

– Да мы давно прикидывали, можно и лучше сделать, повторять неинтересно! - ответили наши академики и конструкторы.

- Нет, лучше не надо, сделайте как у людей. Чтоб туда 24.4т а оттуда 14.4т. Ну чуть побольше, если получится.

- Так у американцев упаковка большая, брутто туда аж 130т получается.

- Ну, вот так и делайте.

Ну разве русские могут что-то передрать правильно? Посмотрели чертежи, добытые разведкой, и решили всё же сделать по-своему. И убедили в этом руководство.

Так что ничего сдирать не стали. Сделали своё, принципиально отличное от американского.

Это всё шутки, конечно, идеи создания космоплана высказывались ещё основоположниками космической науки. Вот, например, предложение товарища Цандера Фридриха Артуровича.

Общественное достояние
Общественное достояние

Космоплан Цандера

Ограниченный объём статьи не позволяет рассказать о множестве предшествоваших Спейс Шаттлу и Бурану проектов, но о двух стоит упомянуть. Это проект DynaSoar (ДайнаСор) в США и проект Спираль в СССР.

Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

Спуск космоплана ДайнаСор X-20

-4

Источник: сайт Buran.ru

Модель-копия авиационно-космической системы "Спираль"

Источник: сайт Buran.ru
Источник: сайт Buran.ru

Модель-копия орбитального самолёта АКС "Спираль"

Оба проекта разрабатывались примерно вначале 60-х, главное отличие было в том, что американский «динозавр» (игра слов Дайнасор-динозавр) должен был взлетать на ракете-носителе, а наш «лапоть» на гиперзвуковом самолёте-разгонщике. Оба проекта закрылись, один в пользу Спейс шаттла, другой, как вы понимаете, в пользу системы Энергия-Буран.

Теперь о сходстве и различиях.

Принципиальное различие в том, что в американской системе полезная нагрузка может выводиться в космос ТОЛЬКО внутри корабля, а в нашей как внутри корабля, так и без корабля, при этом может устанавливаться как на боку ракеты Энергия, так и в качестве головной части. Таким образом максимальный вес полезной нагрузки у американцев 24.4т, а у нас 105.

Система Энергия-Буран прекрасная иллюстрация поговорки – Голь на выдумку хитра. Мы сильно отставали от США в технологиях ракетных двигателей на твёрдом топливе - РДТТ, у нас не было жидкостных ракетных двигателей нужной мощности для корабля, точнее были и более мощные, но более тяжёлые. Поэтому, несмотря на требования военных полностью скопировать американскую космическую транспортную систему, нашим разработчикам пришлось идти своим путём.

У американцев на корабле стоят 3 двигателя с тягой по 200т и сложное оборудование подачи компонентов топлива из основного одноразового бака. Нам пришлось отказаться от установки на корабль разгонных двигателей и использования их на участке выведения на орбиту. Кроме того, твердотопливные бустеры у нас были заменены четырьмя блоками с жидкостными ракетными двигателями. Это практически и определило облик всей системы

Источник: https://mtdata.ru/u1/photo2E52/20813191735-0/original.jpg, схема автора
Источник: https://mtdata.ru/u1/photo2E52/20813191735-0/original.jpg, схема автора

Часть 2

#буран #космос #роскосмос #космический #марс #луна #энергия #ракетный #сша #илонмаск

-7