Я проводила последнего на сегодня клиента и осталась одна. Села за стол и осторожно раскрыла блокнот, он хрустнул корешком. Пригладив разворот страниц, я пробежала глазами по записям.
Под пунктом номер один шла запись о жене.
«Я уделяю жене слишком мало внимания. Юле постоянно хочется разделять со мной заботу о сыне, обсуждать его успехи, его взросление, поступки, сюжеты столкновений с миром взрослых. Ей хочется проговаривать какие-то стратегические моменты воспитания. Хочется обсуждать бытовые вопросы, крупные покупки, возможные перемены в доме и тому подобное. Она хочет записать свой сольный диск, но боится. Я должен ее поддержать. Она талантлива. Но что-то идет не так в наших отношениях.
Ей не хватает моментов, когда мы вдвоем.
Я должен регулярно уделять ей внимание. Может быть, это должны быть два ужина в неделю? И одна романтическая поездка в месяц на уик-энд?»
Под вторым пунктом была запись о сыне.
«Майк — славный малыш, но он почти меня не видит. Я не очень хороший отец. Это неправильно. Я должен два раза в неделю приезжать домой не позже 19.30, чтобы успевать общаться с сыном и укладывать его спать. Я должен регулярно, а не раз от разу заниматься развитием его математических способностей.
Мой сын для меня важен».
Под третьим пунктом оказались родители.
«Мое общение с родителями уже давно — не чаще двух раз в месяц в скайпе. Оно сводится к дежурным вопросам: «Как дела?» и «Нужна ли какая-то помощь?». Это как-то неправильно! Они стареют.
Нужно больше говорить с ними, попытаться понять, чем они живут, о чем думают, как смотрят на сегодняшний мир.
Я должен пару раз в году проводить с ними хотя бы по неделе».
Под четвертым пунктом шла запись о друзьях.
«Друзья обижаются из-за моей постоянной занятости. Они думают, что я пренебрегаю встречами, днями рождения, потому что они перестали мне быть интересными и я „воспарил“. Но это не так.
Общение с друзьями — это важно для меня. Мне нравится с ними встречаться, необходимо выделять время для этих встреч. Мне нужно поздравлять ребят с днем рождения. Иногда нужно самому написать и поинтересоваться, как дела».
Пятый пункт был посвящен личностному развитию.
«Я что-то теряю, когда не познаю мир за рамками своей работы. Театральные премьеры, выставки живописи, книжные новинки — все это важно для разностороннего развития. Юля уверена, что, когда я отклоняю очередное сотое ее приглашение в оперу или галерею, — это потому что считаю это несерьезным баловством или женскими играми. Я понимаю, что я сам себя обкрадываю.
Нужно включить в свой план посещение культурного мероприятия два раза в месяц.
Книги. Я должен оставлять время для художественной литературы.
Я совершенно не знаю современной прозы. Классику я, похоже, начинаю уже забывать. Ее надо бы перечитывать».
Под шестым пунктом стояла благотворительность.
«Нужно больше делать добра.
Отписать денег очередному детскому дому — этого недостаточно. Я мог бы больше. Нужно об этом подумать.
Может, создать благотворительный фонд помощи животным? Было бы здорово все это делать вместе с сыном».
Я сидела, замерев, как человек перед лицом магического действия. Удивительно! Еще семь лет назад он трезво оценивал себя и собственную жизнь. Ему было 33–34 года, и он был честен с собой. Признавал проблемы в их истинном, буквальном виде. И без всякого сопровождения психотерапевта! Аналитический ум, мужество и честность этого человека не могли оставить равнодушной.
Но еще больше поражала разрушительная и неумолимая сила его сценария. Мощная жизненная энергия этого человека упиралась во что-то непреодолимое внутри него. Макс видел проблемы. Он предвосхитил свой будущий кризис и хотел его предотвратить.
Но вот перейти с уровня понимания на уровень действий и изменений он не смог.
При подготовке материала использованы фрагменты книги Ольги Лукиной «Бизнес и/или любовь».