Найти в Дзене
Молодость в сапогах

Американские бомбардировщики В-17 и В-24 в СССР.

Бомбардировщики В-17 "Летающая крепость" и В-24 "Либерейтор" в СССР не поставлялись, несмотря на регулярные запросы советской стороны. Причина этого в нехватке самолетов этого типа для собственных нужд США - ведь стратегические бомбардировщики были одним из главных инструментов ведения войны Америкой и несли ощутимые потери.

14 октября 1943 вошло в историю как "черный четверг" - из 291 В-17, направленных для нанесения бомбового удара по промышленным объектам Германии без повреждений вернулись лишь 33, а 77 машин было потеряно безвозвратно.

B-17 летят через плотный зенитный огонь.
B-17 летят через плотный зенитный огонь.

А кроме того, вооружать союзника, который в перспективе станет геополитическим соперником, такими самолетами власти США не собирались.

Однако и "Летающие крепости" и "Либерейторы" в СССР попадали - совершали вынужденные посадки на Дальнем Востоке, например. Так В-24 номер 41-23891 попал в состав 890-го бомбардировочного полка 45-й АД в октябре 1943 года как раз с Дальнего Востока, перелетев через всю страну и был списан только в 1949 году.

Не имея никакой документации по этому типу машин, технический и летный состав 45-й АД использовал его для обучения и в августе 1944 года имелось уже 10 подготовленных экипажей. На один самолет этого было явно много, так что среди летчиков ходили слухи о предстоящих поставках от союзников.

На самом деле наши специалисты готовились восстанавливать поврежденные бомбардировщики из числа совершавших челночные рейсы с промежуточной посадкой на советских аэродромах.

Либерейтор "в степях Украины" . Район Полтавы.
Либерейтор "в степях Украины" . Район Полтавы.

Делом это было не легким. Во-первых, более-менее целые самолеты возвращали союзникам. Во-вторых, при вынужденных посадках вне баз и аэродромов американские экипажи часто уничтожали или снимали радиоаппаратуру, прицелы и т.п. А в-третьих, вездесущее местное население и вороватые тыловики приводили практически целые машины в безнадежное состояние быстрее чем вражеские пули и снаряды.

10 апреля 1945 года командование ВВС издало директиву о необходимости сообщать об обнаружении бомбардировщиков, совершивших вынужденную посадку в соответствующие службы 18 ВА, где, собственно, и была на тот момент сосредоточена вся советская АДД (авиация дальнего действия).

Имевшие незначительные повреждения В-17 и В-24 сосредотачивали на аэродроме Балбасово для передачи в 45-ю ТБАД 18-й ВА.

Фотофакт. Советские "Либерейторы".
Фотофакт. Советские "Либерейторы".

Первым делом с поступающих самолетов тщательно стирали американские "бортовые художества", опознавательные знаки и номера.

После передачи в июне 1945 года всех В-24 в 203 Гв. Орловский авиаполк, "Либерейторы" получили советские опознавательные знаки.

Никаких тебе голых баб и Мики-Маусов. Гвардейский знак и надпись "Орловский".
Никаких тебе голых баб и Мики-Маусов. Гвардейский знак и надпись "Орловский".

В-17 передавались в 890-й Брянский авиаполк - также с перекраской.

Полученные таким образом В-17 и В-24 в боях НЕ УЧАСТВОВАЛИ, но активно применялись для подготовки летного состава в ожидании поступления отечественной материальной части.

В-17 получил прозвище "четырехмоторный У-2" за легкость в управлении и отличную аэродинамику. В-24, напротив, величали "утюгом" и не любили. Он был сложным в управлении и имел разного рода "фатальные" секреты - например резкое падение несущих свойств крыла при взлете в момент складывания стоек шасси (убирались в крылья).

На момент прекращения поступления американских четырехмоторных бомбардировщиков в 45-ю АД (октябрь 1945 года) 203-й полк имел 21 исправный "Либерейтор", а 890-й полк - 16 исправных В-17.

Эксплуатация этих машин сыграла очень важную роль для подготовки серийного выпуска Ту-4 на заводе № 22 в Казани, а также обеспечила отечественную авиацию опытными и хорошо подготовленными экипажами.

В качестве "переходных" машин для переподготовки на Ту-4 и для отработки различного оборудования В-24 и В-17 служили до начала 50-х годов.

Ту-4 в Монино.
Ту-4 в Монино.