Найти в Дзене
Casus Belli

Как появился самолет за миллиард долларов

Часть XI. Долгий путь Джека Нортропа от идеи до B-2 Spirit

B-2 Spirit
B-2 Spirit

Главный энтузиаст «летающих крыльев» за океаном Джон Кну́дсен «Джек» Но́ртроп (John Knudsen «Jack» Northrop) родился в Ньюарке, штат Нью-Джерси, в 1895 году, а вырос в Санта-Барбаре, штат Калифорния. В возрасте 16 лет на одной из здешних лужаек он стал свидетелем полета французского пилота на самодельном аэроплане, и решил, что может сделать самолет и получше. Впоследствии он говорил, что в школе у него был небольшой опыт работы механиком в гараже, год он трудился помощником архитектора-чертежника, а еще помогал отцу по плотницкой части, и всего этого «каким-то образом хватило для проектирования самолетов».

Алан и Малькольм Лаугхеды за штурвалом Loughead F-1
Алан и Малькольм Лаугхеды за штурвалом Loughead F-1

На самом деле, Джек отлично рисовал и неплохо знал математику. Когда по соседству с гаражом, где работал Нортроп, открыли свое авиастроительное предприятие Алан и Малкольм Лаугхеды (позже фирму они назовут "Локхид"), парень часто навещал их. Некоторое время он делал для Лаугхедов чертежи и расчеты напряжений, а после официально трудоустроился чертежником. Нортроп уже в эпоху реек и перкаля стремился к простоте и лаконизму в своих конструкциях.

Первым проектом, в котором Нортроп принял деятельное участие, стал Loughead F-1 - гидросамолет с размахом крыла 22 метра, построенный в 1916 году. Эта конструкция привлекла большое внимание к работам Лаугхедов. В том же году Джек разработал изящный спортивный биплан S-1, конструкция фюзеляжа которого явно напоминала монокок трофейного немецкого Альбатроса D Va. Ни F-1, ни S-1 не производились серийно, зато Алан Лаугхед получил контракт от ВМС США на строительство двух летающих лодок Curtiss HS-2L. Увы, на этом везение закончилось, и в 1920 году компанию пришлось закрыть.

Curtiss HS-2L
Curtiss HS-2L

Следующие три года Джек работал в строительной фирме своего отца, зато в 1923 году его взял на работу Дональд Дуглас из Санта-Моники (Калифорния). Да-да, тот самый Дуглас, DC-2 которого долгое время летали в СССР под названием Ли-2. В его компании Нортроп проектировал крыло для сверхдальнего самолета Cloudster, который должен был совершить первый беспосадочный перелет от атлантического до тихоокеанского побережья США. Внёс свой вклад Джек и в конструкцию крыла Ryan M-1 Spirit of St Louis - того самого, на котором Чарльз Линдбрг первым в истории совершил одиночный перелет через Атлантику.

Cloudster
Cloudster

В 1926 году Нортроп и Джерри Вулти разработали самолет, впоследствии ставший известным как Vega 200 mph. Фактически они соединили фюзеляж S-1 Sport со свободнонесущим крылом конструкции Вулти, и предложили свой проект Алану Лаугхеду. Построенный серией из 132 машин, этот самолёт позволил Lockheed вернуться бизнес.

Lockheed Vega
Lockheed Vega

Увы, «Локхид» не заинтересовался «летающими крыльями» Нортропа, и тому пришлось строить бизнес самостоятельно. Задумывая первую обственную компанию (Avion Corp.), Нортроп с самого начала хотел, чтобы она стала для персонала «родным домом». Со своими сотрудниками, которых Джек называл «норкрафтерами», Джек держался по-свойски. Люди платили ему большой привязанностью, хотя и видели, что их босс вовсе не бизнесмен по призванию.

John 'Jack' Northrop
John 'Jack' Northrop

Деньги на открытие дела дал Нортропу Джордж Херст, сын миллионера Уильяма Рэндольфа Херста. В 1929 году на свет появилось первое из «летающих крыльев» Джека Нортропа: Model 1 Avion.

Model 1 имела инновационное металлическое крыло с открытой кабиной и четырёхцилиндровый двигатель Menasco Motors мощностью 90 л. с., имевший сперва толкающий, а затем – тянущий винт. Хотя Model 1 и называлась «летающим крылом», она имела хвостовое оперение, вынесенное на двух тонких балках, зато все остальное – кабина пилота, двигатель, баки и т.д. – размещалось в крыле.

Нортроп также работал над «Альфой» - цельнометаллическим одномоторным низкопланом, рассчитанным на перевозку семи человек. Этот проект привлек внимание Уильяма Боинга и был построен небольшой серией. В период Великой Депрессии последовала череда слияний и поглощений, в ходе которых Northrop Aircraft Corporation была, в конце концов, ликвидирована, а весь ее персонал – уволен. Джек получил свою долю в деньгах и тут же основал новую компанию.

Ещё до ликвидации фирмы Нортроп успел разработать эскизный проект перспективного двухмоторного бесхвостого бомбардировщика Project 9. В отличие от Model 1, это было настоящее «летающее крыло», но его время пока не пришло. В следующем десятилетии Нортропу пришлось отказаться от любимой темы, сосредоточившись на приносящих прибыль проектах, таких, как монопланы A-16 и A-17. Последний, представлявший собой развитие двухместного моноплана Northrop Gamma, стал в конце 1930-х стандартным бомбардировщиком Авиационного Корпуса вооруженных сил США.

A-17
A-17

Продолжение следует...

Части 1-10 - Что было до Нортропа

Часть 11. Как появился самолет за миллиард долларов

Часть 12. Японский огурец и желтый джип

Часть 13. Самый ужасный самолет Джека Нортропа

Часть 14. Первый американский ракетоплан

Часть 15. "Летающий баран"

Часть 16. "План Б" Дядюшки Сэма

Часть 17. Последний полет Макса Константа

Часть 18. XB-35 - "Большая летучая мышь"

Часть 19. Как угробить гениальный проект

Часть 20. EB-35B: тянитолкай

Часть 21. YB-49 - Самолет-невидимка в 1948 году

Часть 22. "Мы не брали парашютов"..