Часть XI. Долгий путь Джека Нортропа от идеи до B-2 Spirit
Главный энтузиаст «летающих крыльев» за океаном Джон Кну́дсен «Джек» Но́ртроп (John Knudsen «Jack» Northrop) родился в Ньюарке, штат Нью-Джерси, в 1895 году, а вырос в Санта-Барбаре, штат Калифорния. В возрасте 16 лет на одной из здешних лужаек он стал свидетелем полета французского пилота на самодельном аэроплане, и решил, что может сделать самолет и получше. Впоследствии он говорил, что в школе у него был небольшой опыт работы механиком в гараже, год он трудился помощником архитектора-чертежника, а еще помогал отцу по плотницкой части, и всего этого «каким-то образом хватило для проектирования самолетов».
На самом деле, Джек отлично рисовал и неплохо знал математику. Когда по соседству с гаражом, где работал Нортроп, открыли свое авиастроительное предприятие Алан и Малкольм Лаугхеды (позже фирму они назовут "Локхид"), парень часто навещал их. Некоторое время он делал для Лаугхедов чертежи и расчеты напряжений, а после официально трудоустроился чертежником. Нортроп уже в эпоху реек и перкаля стремился к простоте и лаконизму в своих конструкциях.
Первым проектом, в котором Нортроп принял деятельное участие, стал Loughead F-1 - гидросамолет с размахом крыла 22 метра, построенный в 1916 году. Эта конструкция привлекла большое внимание к работам Лаугхедов. В том же году Джек разработал изящный спортивный биплан S-1, конструкция фюзеляжа которого явно напоминала монокок трофейного немецкого Альбатроса D Va. Ни F-1, ни S-1 не производились серийно, зато Алан Лаугхед получил контракт от ВМС США на строительство двух летающих лодок Curtiss HS-2L. Увы, на этом везение закончилось, и в 1920 году компанию пришлось закрыть.
Следующие три года Джек работал в строительной фирме своего отца, зато в 1923 году его взял на работу Дональд Дуглас из Санта-Моники (Калифорния). Да-да, тот самый Дуглас, DC-2 которого долгое время летали в СССР под названием Ли-2. В его компании Нортроп проектировал крыло для сверхдальнего самолета Cloudster, который должен был совершить первый беспосадочный перелет от атлантического до тихоокеанского побережья США. Внёс свой вклад Джек и в конструкцию крыла Ryan M-1 Spirit of St Louis - того самого, на котором Чарльз Линдбрг первым в истории совершил одиночный перелет через Атлантику.
В 1926 году Нортроп и Джерри Вулти разработали самолет, впоследствии ставший известным как Vega 200 mph. Фактически они соединили фюзеляж S-1 Sport со свободнонесущим крылом конструкции Вулти, и предложили свой проект Алану Лаугхеду. Построенный серией из 132 машин, этот самолёт позволил Lockheed вернуться бизнес.
Увы, «Локхид» не заинтересовался «летающими крыльями» Нортропа, и тому пришлось строить бизнес самостоятельно. Задумывая первую обственную компанию (Avion Corp.), Нортроп с самого начала хотел, чтобы она стала для персонала «родным домом». Со своими сотрудниками, которых Джек называл «норкрафтерами», Джек держался по-свойски. Люди платили ему большой привязанностью, хотя и видели, что их босс вовсе не бизнесмен по призванию.
Деньги на открытие дела дал Нортропу Джордж Херст, сын миллионера Уильяма Рэндольфа Херста. В 1929 году на свет появилось первое из «летающих крыльев» Джека Нортропа: Model 1 Avion.
Model 1 имела инновационное металлическое крыло с открытой кабиной и четырёхцилиндровый двигатель Menasco Motors мощностью 90 л. с., имевший сперва толкающий, а затем – тянущий винт. Хотя Model 1 и называлась «летающим крылом», она имела хвостовое оперение, вынесенное на двух тонких балках, зато все остальное – кабина пилота, двигатель, баки и т.д. – размещалось в крыле.
Нортроп также работал над «Альфой» - цельнометаллическим одномоторным низкопланом, рассчитанным на перевозку семи человек. Этот проект привлек внимание Уильяма Боинга и был построен небольшой серией. В период Великой Депрессии последовала череда слияний и поглощений, в ходе которых Northrop Aircraft Corporation была, в конце концов, ликвидирована, а весь ее персонал – уволен. Джек получил свою долю в деньгах и тут же основал новую компанию.
Ещё до ликвидации фирмы Нортроп успел разработать эскизный проект перспективного двухмоторного бесхвостого бомбардировщика Project 9. В отличие от Model 1, это было настоящее «летающее крыло», но его время пока не пришло. В следующем десятилетии Нортропу пришлось отказаться от любимой темы, сосредоточившись на приносящих прибыль проектах, таких, как монопланы A-16 и A-17. Последний, представлявший собой развитие двухместного моноплана Northrop Gamma, стал в конце 1930-х стандартным бомбардировщиком Авиационного Корпуса вооруженных сил США.
Продолжение следует...
Части 1-10 - Что было до Нортропа
Часть 11. Как появился самолет за миллиард долларов
Часть 12. Японский огурец и желтый джип
Часть 13. Самый ужасный самолет Джека Нортропа
Часть 14. Первый американский ракетоплан
Часть 16. "План Б" Дядюшки Сэма
Часть 17. Последний полет Макса Константа
Часть 18. XB-35 - "Большая летучая мышь"
Часть 19. Как угробить гениальный проект