- В 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторные заводы прекратили выпуск колёсных тракторов СХТЗ 15/30 и перешли на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ. Это были первые тракторы массового производства с конструкцией отечественной разработки
- В связи с тем, что в ходе Великой Отечественной войны Харьковский завод был эвакуирован в город Рубцовск Алтайского края, производство тракторов было начато там, в создававшемся в военные годы Алтайском тракторном заводе. Первые трактора СХТЗ-НАТИ вышли из цехов Алтайского завода в августе 1942 года.
- На Алтайском тракторном заводе производство тракторов, получивших обозначение АТЗ-НАТИ, продолжалось до 1952 года, на Сталинградском и Харьковском заводах производство было свёрнуто ранее, в 1949 году они уступили на сборочном конвейере место тракторам ДТ-54.
Конструкция трактора:
- Трактор СХТЗ-НАТИ имел рамную конструкцию с клёпаной рамой, состоящей из двух лонжеронов и четырёх поперечин.
- Эластичная подвеска ходовых частей на четырёх балансирных каретках с витыми цилиндрическими пружинами.
- Кабина трактора была полузакрытой.
- Керосиновый карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 52 л. с. крепился на раме в трёх точках. Охлаждение двигателя — водяное.
- Коробка передач — зубчатая трёхходовая, гусеница выполнена из звеньев, отлитых из высокомарганцовистой стали.
Немного фактов:
- 10-тысячный трактор СХТЗ-НАТИ вышел из ворот Сталинградского тракторного завода в 1947 году[4].
- В начальный период Великой Отечественной войны на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномёт БМ-13-16 («Катюша»).
- Показан в советском фильме «Поезд идет на восток» 1948 года.