Это продолжение темы о восстановлении и модернизации винтажных немецких акустических колонок TELEFUNKEN Hi-Fi Klangbox WB 61H .
Часть 1 вы поможете прочитать пройдя по этой ссылке.
Повторюсь немного об описании ШТАТНОГО оснащения колонок
Стоковое оснащение такое
Чтобы не раскручивать колонки приведу фото диффузоров динамиков из немецкого радио музея.
Данные на колонки
Мне достались колонки с высохшими конденсаторами и одним сгоревшим динамиком . О Восстановлении я написал в первой части - с подбором новой пары ВЧ динамиков Isopphon и установкой нормальных конденсаторов.
На первых порах, меня все устраивало - и данная акустика использовалась в качестве тестовой при пайке новых усилителей, но обычно она играла с микросхемным усилителем на NDA7265, так себе - не очень. И Вот после запуска последнего спаянного лампового усилителя SE EF800+EL36 колонки просто раскрылись по звуку. И стали играть очень прилично.
Поэтому, возникло желание ещё больше поднять у них качество НЧ/СЧ диапазона, так ранее НЧ/СЧ диапазон на этих колонках я оставил со штатным фильтром первого порядка - так как там всё было в рабочем состоянии.
Фильтр первого порядка на НЧ/СЧ, да ещё на Ш -железе, хоть и хорош, но реально может быть улучшен.
Данных по частоте раздела не нашёл....Но есть калькулятор для акустики и можно на нем посчитать. Есть сопротивления динамиков, есть номинал конденсаторов......... Измерение катушек LCR- тестером более менее подтвердило....."+ - " данные измерения.
На НЧ стоит фильтр первого порядка, а на Вч стоит фильтр второго порядка.
Получилось частота раздела около 5500 Гц......
Решил собрать фильтр второго порядка на воздушной катушке , намотанной проводом ПЭВ-1 - 1,63мм. Катушки 0,2 mH получились 0,4 ома, а прежние были намотанные проводом 0,9 мм по лаку - 0,7 ома.
Получился такой вот кроссовер.
Монтаж в колонку и прослушивание колонки. Сравнение со старым вариантом.
Раз уж начал тестить колонку, то решил потестить и конденсаторе в НЧ фильтре, так как в ВЧ-фильтре всё устраивало и ничего менять не собирался.
На Вч-фильтре стоит , кстати, воздушная катушка, намотанная литцем..
Покопавшись в тумбочке, подобрались более менее подходящие конденсаторы.
Мундорф супреме, к сожалению по номиналу велик - 4,7 мкф, а так был бы очень хороший вариант...... Рассчитывал на связку Полистирол(напыление) 3,3 мкф + 0,7 МКР ...... но не пошло- артефакты в звук "сч-ссс-ццц". Синий МКР Epcos показал себя хуже красного китайского полипропилена МКР Аудиофиллер. Поставил наши к73-17 - ну не .........проигрывают они серьезно многим другим вариантам, как и немецкий полиэстр проигрывает МКР..... Вот чтобы не говорили, а конденсаторы по звуку сильно отличаются в фильтрах колонок.
У меня набрано несколько тестовых дисков и если на качественных записях различия трудно различимы, но есть.... То на подборке записей с дефектами фонограмм - четко выставляются лидеры. Про к73-17 - скажу просто - звук прилип к колонкам и исчезла "сцена". Про потерю микродинамики уже просто не говорю.
В итоге победил - по соотношению наличие/качество - связка из 4 штук МКР Аудиофиллер по 1 мкф*400 вольт + 1000 Пф ФОЛЬГОВЫЙ полистирол. 1000 Пф - полистирола снижает ESR с 0,08 ом до 0,02 ом у красных МКР Аудиофиллер и тогда, по этому параметру, они приближаются к Мундорф Супреме..... В принципе нормальный бюджетный вариант для НЧ -фильтра.
На Вч динамиках были вентиляционные окна в корзине - пробовал с открытыми окнами и закрытыми - заклеенными скотчем. Так вот с заклеенными окнами получился звук лучше. С открытыми окнами на некачественных фонограммах часто пропадает "сцена" и звук прилипает к корпусам колонок. А с заклеенными окнами - звук постоянно оторван от корпусов колонок.
А это стекловата из корпуса
В целом, после установки воздушных катушек и фильтра второго порядка, добавилось разрешение на НЧ, а на средних частотах выросло тембральное разрешение...... Звук стал более чётким..... Сравнивал переделанную и не переделанную колонки пару суток, а потом ещё около суток подбирал конденсаторы. Пока на этом с переделками решил остановится ......... хотя терминалы хочется поменять, Но тут функциональность тестовых колонок и ограниченность в месте установки колонок (на столе для пайки) борется с качеством звука.
.......
Закупился встраиваемыми гнездами под "БАНАН".
Слева - направо винтажные европейского производства - латунь, покрытая никелем, затем английский винтаж - медь покрытая серебром и для сравнения современный китайский бюджет - никелированное мягкое магнитное железо. Лучше всего подошли крайние справа - европейские винтажные - вроде просто разъём, а меняем магнитный разъём на качественный немагнитный разъём и слышная явная прибавка в звуке.
Через год была вторая итерация работы с кроссовером - были куплены фирменные индуктивные катушки JANTZEN и конденсаторы Мундорф серии EVO алюминий в масле.
Но сравнение показало, что НЧ катушки менять не имеет смысла, а ВЧ я заменил - напечатал для пластиковую панель и поставил колонки
Единственный момент - у новых катушек сильно меньше внутреннее сопротивление 0,26 ома вместо 5,6 ома. Поставил на пробу несколько сопротивлений разных видов и они сильно портят звук, а без сопротивлений ВЧ несколько выше громкости, чем НЧ/СЧ динамик.... Пока поставил временные сопротивления МОХ Мундорф ..... но насколько временное превратится в постоянное пока непонятно.
.........
Прошло шесть лет после написания статьи.
Колонки живут на столе для пайки и показывают высокий класс при настройке вновь паяемых усилителей.
Сопротивления из ВЧ тракта убрал - они сильно портили звук.
Снял АЧХ колонок измерительным микрофоном и параметры СЧ-НЧ динамиков. Уровень АЧХ не откалиброван - интересовала только частота.
За шесть лет несколько раз менял внутренние провода и конденсаторы в фильтре кроссовера. Стабильный вариант такой:
Звук колонок просто шикарный и позволяет на слух легко определить качество звука настраиваемого усилителя... И понять какой усилитель играет лучше. А так как у меня дома пять пар колонок сравнить есть с чем.
Всем успехов и удачных проектов.
У меня есть ещё несколько статей про микрофоны:
Ленточный микрофон МЛ-10 Б 1954 г.в. произведён в СССР г.Ленинград.
Переделка микрофона RFT MV201 под современное фантомное питание +48 вольт.
Ламповый микрофон sE2200t. Ремонт и модернизация.
Ламповый микрофон на лампе 6ж4п и капсюле RK12 - собираем и настраиваем звук.
Измерительный микрофон ВПМ-101 с конденсаторным капсюлем М101- запускаем для записи звука.
Собираем самый бюджетный ЛАМПОВЫЙ микрофон, но с хорошим звуком.
Легендарный ламповый микрофон SONY C-800G - а не заделать ли его клон?
Самодельный ленточный микрофон
Изготавливаем конденсаторный студийный микрофон по схеме FIN+
Микрофонные капсюли Bruel&Kjaer 4145 и Октава М101 - делаем микрофон с фантомным питанием +48 вольт.
Ремонт конденсаторного микрофона NADY SCM1000
Переделка микрофона Maono AU-A03T - установка однодюймового микрофонного капсюля.
Динамический микрофон Октава МД-66А. Переделка для работы с компьютерной звуковой картой.
Самодельный конденсаторный ламповый микрофон.
Конденсаторный микрофон по схеме "ШОК-Октава". Своими руками.
Ламповый микрофон Bruel & Kjaer Type 2613.
Самодельный электретный микрофон для компьютера.
Как просто подключить динамический микрофон к компьютеру.
Про фонокорректоры:
Экономичный фонокорректор с хорошим звуком на основе платы от ЭПУ "МЕЛОДИЯ-105-стерео".
Супер дешевый фонокорректор -где взять?
LYNX-04 супер качественный микросхемный фоно корректор. Своими руками.
Ламповый фонокорректор на 6ж4п +6н23п. Своими руками.
Ламповый корректор на лампах 6AU6+E88cc. Своими руками.
Про виниловые проигрыватели:
Виниловый проигрыватель Micro Seiki DD-8. Легендарный звук. Восстановление своими руками.
Виниловый проигрыватель на основе импортного ЭПУ. Своими руками.
Виниловый проигрыватель в стиле стимпанк на ПАРОВОМ приводе!!!
Про усилители:
Усилитель ДИНАМИТ на на базе чипа LT1210. Хороший звук -несложно своими руками.
Про ламповые усилители:
Ламповый усилитель 6ж4п+6п43п-Е с ИБП и с высоким качеством звука
Очень простой ламповый усилитель с импульсным блоком питания и с превосходным звуком.
Двухтактный усилитель в корпусе Audio Note
Ламповые усилители. Обзор красивейших и просто интересных по оформелению усилителей. Часть 1.
Ламповые усилители. Обзор красивейших и просто интересных по оформелению усилителей. Часть 2.
Ламповые усилители в стиле стимпанк и просто ламповый стимпанк.
Мощный однотактный ламповый усилитель SE EF800+ EC 360. Своими руками.
Ламповый однотактный усилитель SE EF800+EL36 своими руками.
Ламповый усилитель по схеме А. Манакова - Лофтин-Уайт SE 6AC5GT +2A3. Своими руками.
Несложный усилитель с хорошим звуком - однотактный ламповый усилитель SE 6ж4п+6п43п.
Маленький однотактный усилитель SE 6н23п+6п43п
Ламповый усилитель высокого класса SE c3m+EL86. Своими руками.
Ламповый усилитель SE 6ж4п + 6п43п своими руками
Ламповый усилитель SE 6н8с + 6п6с (6ф6с) в ретро стиле.
Ламповый усилитель своими руками. Меняем шило на мыло - пробуем лампы 6п41с/6п31с/EL36/e235L
Однокаскадный одноламповый усилитель своими руками. Не всё так просто.
Свой первый ламповый усилитель SE 6н9с+6п13с. Простой старт.
Собрать свой первый ламповый усилитель за полчаса.
Мотаем выходной трансформатор для однотактного лампового усилителя.
А также посмотрите мои остальные статьи на моём канале если вам интересны статьи про ламповые микрофоны, 3D-принтеры, ЧПУ-станки на Ардуино, лазерные ЧПУ гравёры, про современные китайские МР3-модули, усилители для наушников.....
Всем удачи и хорошего звука.