Переделал свой усилитель с прямокальных триодов на лампы косвенного накала и выиграл в звуке.
Был у меня очень хороший усилитель "Ламповый усилитель по схеме А. Манакова - Лофтин-Уайт SE 6AC5GT +2A3".
Только при сборке усилителя выбрал слишком маленький корпус. Что привело к проблеме перегрева - шесть ламп, а из них три с очень мощным накалом в ограниченном объеме, перегревались и одна лампа, постоянно, выходила из строя. А внутренне короткое замыкание в лампе выводило из строя конденсаторы. В итоге данный усилитель простоял в тумбочке более четырёх лет и я его решил переделать в усилитель с меньшим количеством ламп.
Решил собрать ламповый однотактный усилитель SE EF800+EL36 с диодным выпрямителем с фиксированным смещением ламп выходного каскада.
С лампами выходного каскада определился быстро - выходные трансформаторы подходили под лампы EL36 (советский аналог 6п31с), а так как на этих лампах у меня получались хорошие усилители, то и решил на них остановиться.
Рабочая точка для лампы EL36
В качестве драйвера решил использовать лампу EF800. Это улучшенная версия ламп EF80 (на фото ниже крайняя правая лампа).
Рабочая точка для EF800/EF80
Так как у меня уже имелись в наличии силовой трансформатор, выходные трансформаторы и дроссели , то схему надо было адаптировать под их параметры. Получился вот такой вариант:
В усилителе главное - это качество моточных изделий. Их качество и определяет, в основном звук.
Выходные трансформаторы выполнены Марком Фельдшером (Израиль) на немецком железе и намотаны испанской медью .
Силовой тор - покупал , как японский. Так как мне нужно было напряжение 4,6 вольта для получения выпрямленного накала для ламп первого каскада, то намотал два витка в "-" к обмотке "0-5 вольт".
Дроссели винтажные английские - 22 Гн, 120 мА (по прибору - по 26 Гн).
Спаял плату выпрямителей , фиксированного смешения и выпрямления накала для ламп первого каскада
Конденсаторы решил использовать - для ламп второго каскада - Kendeil 1000 мкф*400 вольт и для ламп первого каскада - ROE 220 мкф*400 вольт.
Четыре конденсатора Кендейл просто не входили в габарит места для их установки. На фото - справа, виден сетевой фильтр входного сетевого напряжения.
На 3D- принтере напечатал корпус для крепления конденсаторов. Шунты - красные МКР конденсаторы Аудиофилер - 1мкф*400 вольт. Меж конденсаторный разделительный резистор AMRG.
Для усилителя использовал карбоновые резисторы Philips, AMRG, KIWAME и тонкоплёночные резисторы МР930.
Второй каскад спаял навесным монтажом.
Первый каскад - тут муки выбора, что поставить в качестве межкаскадного конденсатора. Поставил то, что влезло в габарит и лучше играет - Mundor EVO Aluminium OIL 1мкф*400 вольт . Катодные конденсаторы ROE 1500 мкф*6.3 вольта, зашунтированные полистиролом.
При замере на холостом прогоне силового трансформатора получил 390 вольт выпрямленного напряжения без нагрузки. Поэтому для первого включения спаял электронный дроссель , которым можно регулировать постоянное анодное напряжение.
Сборка .
Хотя, силовой трансформатор и имеет запас по току на анодном напряжении - под нагрузкой наблюдается "просадка" до нужного напряжения. Поэтому, после первых прогонов усилителя было принято решение о ненужности электронного дросселя - так как он сильно "подъедает" микродинамику и ограничивает басы.
Также смонтировал тепловые защитные экраны.
Регулятор громкости винтажный ALPS 50k.
При прогонах заметил "потерю" басов на участке от входных клемм до регулятора громкости. При переключениями сигнала крокодилами от тестера с разъёмов RCA на выводы регулятора громкости басы ниже 60 гц просто исчезали.
Прошлось перепаивать провода в экране от клемм RCA.
Попробовал разные варианты разводки. Датский литц 2,5 кв.мм- 105 жил в лаке и обмотанные шелковой ниткой, медная моножила в ПВХ изоляции 1,5 кв.мм., МГТФ - 1,0 мм.кв. , а также та же моножила, но вынутая из ПВХ изоляции и одетая в хлопковую пропитанную трубчатую плетёнку. Пропитка -состав на основе воска, но не воск в чистом виде.
Все провода обмотаны хлопковыми нитками и загнаны в термо усадочную трубку, потом в плетённый экран. Земля общая, отдельным от экрана проводом....... Пробовал вариант с витой скруткой - сигнал и земля. Но такой вариант просто не влазил в габарит канала для прокладки проводов. А скрутка с проводами меньшего диаметра показала себя хуже применённого варианта. Гайки разъёмов пропаяны.
Переключатель каналов тоже пришлось заменить - на тот у которого контакты позволяли припаять толстые провода.
Датский литц - 2,5 кв.мм - очень хороший уровень сигнала но незначительное ослабление на ВЧ. Моножила в ПВХ - ослабление на ВЧ больше , чем у литца. МГТФ - выдаёт размытый сигнал, и сцена менее глубокая , чем у литца, но ВЧ лучше . У моножилы в хлопковой изоляции получился самый лучший звук по частотам и по проработке сцены........ Но это было на не прогретом усилителе. На прогретом усилителе и при качественном подборе ламп - различия стали менее заметны.
Сборка корпуса.
Панелька для регулировки смещения ламп выходного каскада.
Переключатель каналов по центральной оси не помещался - мешали лампы второго каскада, а с другой стороны из-за силового трансформатора места нет вообще. Поэтому, пришлось разместить таким образом.
На задней панели помимо разъёмов имеется переключатель сопротивления акустики 4/8 ом.
Про звук.
Поставил сложную акустику - с чувствительностью 86дБ - ProAc Tablette Reference 8 Signature.
Усилитель акустику раскачал, но на пределе - громкость надо выкручивать от 75 до 100 %. Для прослушивания в качестве фоновой музыки хватает 50% от диапазона регулятора громкости, чтобы прокачать всю квартиру в 70 кв.м.
Так как усилитель - очень габаритный и тяжёлый (более 25 кг), в качестве тестового источника звука использован китайский модуль. Имеется негативный опыт, когда я спалил очень дорогой источник при отладке усилителя. Поэтому тестовый источник тот, который спалить не жалко - китайский модуль -МР3 плеер. Только добавил ему качественных конденсаторов и сделал дополнительный фильтр питания.
Также припаял два шнура для сигнала, чтобы сравнивать разные входы на "лету". Шнуры из качественного микрофонного кабеля - разной конструкции - коаксиальный и витая пара в экране. Различия в звуке от качества кабелей есть, но слабые и на грани слышимости - качество источника не достаточное для такого сравнения. При подключении данного источника на основную систему и в сравнении с моими штатными источниками - сразу слышны "перекосы" в частотах звука и тембральное упрощение....... Но "разрешение сигнала" на очень высоком уровне - для тестов вполне подойдёт.
По результатам прослушивания лучше всего встали лампы WF EF800 и EL36 TESLA. Хотя раньше Лампы Тесла использовал в качестве тестовых и наладочных...... Но ранее усилители делались с рабочей точкой в районе 270 вольт и лампы других марок играли лучше. А на анодном напряжении 315-320 вольт ( с прогревом усилителя напряжение снизилось на 4 вольта) - Лампы Тесла раскрылись во всей красе и отыграли лучше других марок.
На более чувствительной акустике , чем ПроАк - усилитель показывает себя просто великолепно....... Хотя по звуковой мощности слегка уступает , предыдущему варианту на 2А3, зато в плане проработки звука, микротембральном разрешении и построении сцены превосходит очень сильно...... Этому способствовали специальные меры по подавлению фона, да и сами лампы с косвенным накалом фонят гораздо меньше ламп с прямым накалом. Да и емкость конденсаторов анодного напряжения увеличена в два раза.
И на последок - почему такой выбор марок деталей? Просто спаял из того, что было в наличии у себя в тумбочке, чтобы не ждать пока придут заказные детали.
Всем удачи и хорошего звука.