Найти в Дзене
LENIVO

Ламповый однотактный усилитель SE EF800+EL36 своими руками.

Переделал свой усилитель с прямокальных триодов на лампы косвенного накала и выиграл в звуке.

Был у меня очень хороший усилитель "Ламповый усилитель по схеме А. Манакова - Лофтин-Уайт SE 6AC5GT +2A3".

Только при сборке усилителя выбрал слишком маленький корпус. Что привело к проблеме перегрева - шесть ламп, а из них три с очень мощным накалом в ограниченном объеме, перегревались и одна лампа, постоянно, выходила из строя. А внутренне короткое замыкание в лампе выводило из строя конденсаторы. В итоге данный усилитель простоял в тумбочке более четырёх лет и я его решил переделать в усилитель с меньшим количеством ламп.

Решил собрать ламповый однотактный усилитель SE EF800+EL36 с диодным выпрямителем с фиксированным смещением ламп выходного каскада.

С лампами выходного каскада определился быстро - выходные трансформаторы подходили под лампы EL36 (советский аналог 6п31с), а так как на этих лампах у меня получались хорошие усилители, то и решил на них остановиться.

-2

Рабочая точка для лампы EL36

-3

В качестве драйвера решил использовать лампу EF800. Это улучшенная версия ламп EF80 (на фото ниже крайняя правая лампа).

-4

Рабочая точка для EF800/EF80

-5

-6

Так как у меня уже имелись в наличии силовой трансформатор, выходные трансформаторы и дроссели , то схему надо было адаптировать под их параметры. Получился вот такой вариант:

-7

В усилителе главное - это качество моточных изделий. Их качество и определяет, в основном звук.

Выходные трансформаторы выполнены Марком Фельдшером (Израиль) на немецком железе и намотаны испанской медью .

-8

Силовой тор - покупал , как японский. Так как мне нужно было напряжение 4,6 вольта для получения выпрямленного накала для ламп первого каскада, то намотал два витка в "-" к обмотке "0-5 вольт".

-9
-10

Дроссели винтажные английские - 22 Гн, 120 мА (по прибору - по 26 Гн).

-11
-12

Спаял плату выпрямителей , фиксированного смешения и выпрямления накала для ламп первого каскада

-13

Конденсаторы решил использовать - для ламп второго каскада - Kendeil 1000 мкф*400 вольт и для ламп первого каскада - ROE 220 мкф*400 вольт.

-14

Четыре конденсатора Кендейл просто не входили в габарит места для их установки. На фото - справа, виден сетевой фильтр входного сетевого напряжения.

На 3D- принтере напечатал корпус для крепления конденсаторов. Шунты - красные МКР конденсаторы Аудиофилер - 1мкф*400 вольт. Меж конденсаторный разделительный резистор AMRG.

-15

-16

Для усилителя использовал карбоновые резисторы Philips, AMRG, KIWAME и тонкоплёночные резисторы МР930.

Второй каскад спаял навесным монтажом.

-17

Первый каскад - тут муки выбора, что поставить в качестве межкаскадного конденсатора. Поставил то, что влезло в габарит и лучше играет - Mundor EVO Aluminium OIL 1мкф*400 вольт . Катодные конденсаторы ROE 1500 мкф*6.3 вольта, зашунтированные полистиролом.

-18

-19

-20

При замере на холостом прогоне силового трансформатора получил 390 вольт выпрямленного напряжения без нагрузки. Поэтому для первого включения спаял электронный дроссель , которым можно регулировать постоянное анодное напряжение.

-21

-22

-23

Сборка .

-24

-25

Хотя, силовой трансформатор и имеет запас по току на анодном напряжении - под нагрузкой наблюдается "просадка" до нужного напряжения. Поэтому, после первых прогонов усилителя было принято решение о ненужности электронного дросселя - так как он сильно "подъедает" микродинамику и ограничивает басы.

Также смонтировал тепловые защитные экраны.

-26

Регулятор громкости винтажный ALPS 50k.

При прогонах заметил "потерю" басов на участке от входных клемм до регулятора громкости. При переключениями сигнала крокодилами от тестера с разъёмов RCA на выводы регулятора громкости басы ниже 60 гц просто исчезали.

-27

Прошлось перепаивать провода в экране от клемм RCA.

Попробовал разные варианты разводки. Датский литц 2,5 кв.мм- 105 жил в лаке и обмотанные шелковой ниткой, медная моножила в ПВХ изоляции 1,5 кв.мм., МГТФ - 1,0 мм.кв. , а также та же моножила, но вынутая из ПВХ изоляции и одетая в хлопковую пропитанную трубчатую плетёнку. Пропитка -состав на основе воска, но не воск в чистом виде.

-28

Все провода обмотаны хлопковыми нитками и загнаны в термо усадочную трубку, потом в плетённый экран. Земля общая, отдельным от экрана проводом....... Пробовал вариант с витой скруткой - сигнал и земля. Но такой вариант просто не влазил в габарит канала для прокладки проводов. А скрутка с проводами меньшего диаметра показала себя хуже применённого варианта. Гайки разъёмов пропаяны.

-29

Переключатель каналов тоже пришлось заменить - на тот у которого контакты позволяли припаять толстые провода.

Датский литц - 2,5 кв.мм - очень хороший уровень сигнала но незначительное ослабление на ВЧ. Моножила в ПВХ - ослабление на ВЧ больше , чем у литца. МГТФ - выдаёт размытый сигнал, и сцена менее глубокая , чем у литца, но ВЧ лучше . У моножилы в хлопковой изоляции получился самый лучший звук по частотам и по проработке сцены........ Но это было на не прогретом усилителе. На прогретом усилителе и при качественном подборе ламп - различия стали менее заметны.

Сборка корпуса.

Панелька для регулировки смещения ламп выходного каскада.

-30

-31

Переключатель каналов по центральной оси не помещался - мешали лампы второго каскада, а с другой стороны из-за силового трансформатора места нет вообще. Поэтому, пришлось разместить таким образом.

На задней панели помимо разъёмов имеется переключатель сопротивления акустики 4/8 ом.

-32

Про звук.

Поставил сложную акустику - с чувствительностью 86дБ - ProAc Tablette Reference 8 Signature.

-33

Усилитель акустику раскачал, но на пределе - громкость надо выкручивать от 75 до 100 %. Для прослушивания в качестве фоновой музыки хватает 50% от диапазона регулятора громкости, чтобы прокачать всю квартиру в 70 кв.м.

Так как усилитель - очень габаритный и тяжёлый (более 25 кг), в качестве тестового источника звука использован китайский модуль. Имеется негативный опыт, когда я спалил очень дорогой источник при отладке усилителя. Поэтому тестовый источник тот, который спалить не жалко - китайский модуль -МР3 плеер. Только добавил ему качественных конденсаторов и сделал дополнительный фильтр питания.

Также припаял два шнура для сигнала, чтобы сравнивать разные входы на "лету". Шнуры из качественного микрофонного кабеля - разной конструкции - коаксиальный и витая пара в экране. Различия в звуке от качества кабелей есть, но слабые и на грани слышимости - качество источника не достаточное для такого сравнения. При подключении данного источника на основную систему и в сравнении с моими штатными источниками - сразу слышны "перекосы" в частотах звука и тембральное упрощение....... Но "разрешение сигнала" на очень высоком уровне - для тестов вполне подойдёт.

-34

-35

По результатам прослушивания лучше всего встали лампы WF EF800 и EL36 TESLA. Хотя раньше Лампы Тесла использовал в качестве тестовых и наладочных...... Но ранее усилители делались с рабочей точкой в районе 270 вольт и лампы других марок играли лучше. А на анодном напряжении 315-320 вольт ( с прогревом усилителя напряжение снизилось на 4 вольта) - Лампы Тесла раскрылись во всей красе и отыграли лучше других марок.

На более чувствительной акустике , чем ПроАк - усилитель показывает себя просто великолепно....... Хотя по звуковой мощности слегка уступает , предыдущему варианту на 2А3, зато в плане проработки звука, микротембральном разрешении и построении сцены превосходит очень сильно...... Этому способствовали специальные меры по подавлению фона, да и сами лампы с косвенным накалом фонят гораздо меньше ламп с прямым накалом. Да и емкость конденсаторов анодного напряжения увеличена в два раза.

И на последок - почему такой выбор марок деталей? Просто спаял из того, что было в наличии у себя в тумбочке, чтобы не ждать пока придут заказные детали.

Всем удачи и хорошего звука.