Есть легендарные ламповые микрофоны с ценником превышающим 10 000 долларов США. Японский ламповый микрофон SONY C-800G по праву считается одним из топовых микрофонов. И цену на него просят на АВИТО всего.......1,3 миллиона рублей...... Бывает продают по ценам дороже. На зарубежных интернет площадках в "потертом" состоянии просят 10 000 $.
Фото "ВЫРЕЗАННЫЕ и Обработанные" из сети интернет.
Микрофон выдающийся, но не универсальный. По заверениям музыкальных студий, которые его используют, подходит четырём музыкантам из 10. Но кому подходит - те музыканты в него влюбляются с первого раза. Но микрофон это только профессиональный инструмент процесса создания музыкального трека - там кроме микрофона должен присутствовать организаторский талант продюсера, музыкальный талант авторов музыкального произведения, исполнительский талант музыкального коллектива, профессионализм студии звукозаписи и большая доля удачи -чтобы музыкальный трек зашёл в настроения общества. Но вернёмся к микрофонам.
Микрофон дорогой и пользующийся заслуженной репутацией, выпускается до сих пор малой серией под заказ и очередь на него достигает полгода.
Поэтому есть подражатели - как и промышленного, так и любительского уровня.
Клон европейского производства, выполненный на высоком производственном уровне с ценником в два раза меньшим , чем у оригинала -Golden Age Premier GA-800G
Вариант любительского исполнения. Так как изготовление с радиатором на тепловой трубке прикреплённой перпендикулярно к корпусу довольно затруднительно, то легче изготавливать клон в классическом корпусе - клонировать модель SONY -C800. Всё тоже самое, только в классическом корпусе.
Для понимания -чего делать то, нужна схема. Схема есть на просторах интернета, но не полная. Нет блока питания.
Зато добрые люди прислали схему блока питания лампового микрофона SONY-C800. Причем с проставленными напряжениями - на анодное сопротивление подаётся 230 вольт, накал выпрямленным напряжением 5,7 вольта, на элемент Пельтье 4,8 вольта. Анодное напряжение выпрямляется ламповым выпрямителем со средней точкой на двух лампах пентодах, но включенных по схеме диода, когда все три сетки соединенны с анодом.
Но надо понимать - ШЕДЕВРЫ вдруг не получаются. К шедеврам идёт долгий путь производства и признания других моделей. На которых отрабатываются элементы конструкции и схемотехники. А также нарабатывается репутация. Смотрим - какая лампа тут применена -6AU6 (у ней есть аналог производства СССР - 6ж4п). Смотрим какие микрофоны производились на этой лампе ещё.
Видим, что на этой лампе производился конденсаторный микрофон SONY C37A.
Поднимем и по нему информацию.
В интернете находится и схема для лампового конденсаторного микрофона SONY C37A. Но он собран по схеме катодного повторителя - сигнал снимается с катода лампы. Сигнальный -микрофонный трансформатор с перестраиваемым фильтром низких частот находится в блоке питания.
Конденсаторный микрофон SONY C37A - тоже весьма ценимый в микрофонном мире.
И что нам показывают эти схемы? Ничего особо сложного для повторения в них нет..... Правда ........ простые схемы требуют куда больших трудо затрат при наладке, чем более сложные схемы с разными автоматическими блоками в схемах для само коррекции электрических параметров.
Начнем с лампы. Чтобы сделать схему нужны детали - лампа одна из важных деталей.... И они у меня есть. Аж четырёх производителей - СССР, Германии, Франции и США.
Нужны вольтамперные характеристики лампы 6ж4п/6AUA в триодном подключении.
Весьма привлекательный режим при нулевом смешении на 50-60 вольтах. Лично мне этот режим очень нравится. Но как на этом режиме будет работать лампа? Это только экспериментально понять можно.
А также справочные данные
У меня имеется опыт построения схем на данной лампе - я делал на ней усилители - использовал её в первом каскаде в ламповых однотактных усилителях . Также использовал данные лампы в фонокорректоре. И везде эта лампа зарекомендовала себя очень хорошо.
Почему её не очень любят использовать в ламповых микрофонах? Из-за того, что она в полтора раза больше, чем 6ж1б. Но и звук у неё лучше, из за большей площади анода.
Анализируем схему - стандартное включение лампы в триодном режиме. Далее подключение конденсаторного капсюля напрямую к управляющей сетке. Сеточный резистор - 1 гигаОм. Это важно. 1 гигаомный резистор обеспечивает маленькие внутренне шумы лампы, а с другой стороны лампа работает с таким большим номиналом сеточного резистора. Сигнал снимается с анода и через разделительный трансформатор 9:1 подаётся на вход звуковой карты. Накал питается выпрямленным напряжением.
Нет схемы блока питания? Ну и не надо ..... у меня есть универсальный блок питания для ламповых микрофонов с регулируемым напряжением накала и регулируемым напряжением для питания анода и поляризации капсюля.
В найденной схеме нет главного - номинала входного уровня высокого напряжения. Поэтому довольно затруднительно определить рабочую точку работы лампы на вольт амперной характеристике.
Второй ВАЖНЫЙ момент - это конденсаторный капсюль . Кроме характеристики усиления - что задается рабочей точкой на ВАХ - подбором катодного и анодного сопротивлений и напряжения питания каскада, работа капсюля определяется напряжением внешней поляризации - ну тут поступаем совсем просто - ставим переменный подстроечный резистор на 1 мега ом и вручную выставим нужное напряжение поляризации - и не нужно будет каждый раз перепаивать цепь делителя при смене уровня высокого напряжения при настройке лампового каскада.
Экспериментировать нужно на самой дешёвой лампе - поэтому всё строим на лампе 6ж4п - она дешевле в 10 раз всех остальных ламп.
Сперва, паяем наиболее близко к оригинальной схеме. Берём корпус от микрофона BN-800 (и подобных ему - самый массовый вариант корпуса для любительских экспериментов на конденсаторном капсюле 34 мм). На раму крепим макетную плату, где навесным монтажём паяем плату.
С установкой лампы пришлось потрудиться - лампа большая. Трудно было подобрать вариант для её место размещения, так чтобы и плата смогла разместиться в корпусе.
А вот микрофонный трансформатор в этом корпусе уже никак не помещался - теперь понятно, почему японцы так извратились и выставили лампу в бок..... А весь радиатор это, чтобы музыканты случайно не обжигались об лампу. ......... В японской литературе при поиске информации нашёл много информации о выходе из строя первых ламповых микрофонов и как это негативно сказывалось на продажах.
Лампу с панелькой - так чтобы она не замыкала на корпус разместить удалось. Но чтобы вставить/вытащить лампу - её надо наклонять в сторону отверстия под входной микрофонный разъём.
Резистор 1гОм спаял прямо на ламповой панельке
А микрофонный трансформатор? - а микрофонный трансформатор с разделительным конденсатором на проводочках от разъёма корпусе блока питания. И это хороший вариант - можно не разбирая микрофон подобрать нужный трансформатор и разделительный конденсатор.
И каков результат? - А ни какой. По оригинальной схеме у меня не получилось нормальной работы - сигнал слишком большой для моей карты. Пришлось подбирать другой трансформатор с другим коэффициентом трансформации - нужно 12:1 или 13:1.
Всё звук пошёл - а дальше пошли пробы на лучший звук с разными режимами ..... Повторюсь, почему так - не известны характеристики оригинального капсюля и номинальное значение высокого питающего напряжения. Поэтому, я подстраивал параметры под свой капсюль - стандартный китайский односторонний конденсаторный капсюль 34 мм, купленный на Алиэкспресс и переживший проект построения микрофона по транзисторной схеме FIN . Плата была аккуратно снята с микрофона - было выкручено два винтика крепления платы к раме и отпаяно два проводка от капсюля, колодка разъёма не отпаивалась - то есть восстановить микрофон по схеме FIN дело пяти минут. Кому интересен проект микрофона по схеме FIN и другие мои ламповые микрофоны смотрите в ссылках после этой статьи.
На данном макете были опробованы лампы всех производителей, из имеющихся у меня. На разных режимах. С катодным резистором и катодным конденсатором, а также и с прямым подключением катода к земле. Были опробованы разные анодные сопротивления 25к, 50к, 75к, 100к, 150к, 200 к, 250 к. Долгое время больше нравился звук с анодным сопротивлением 100к, потом всё таки перешёл на 75 к. Было опробовано разное питание анодного каскада от 90 до 150 вольт - с напряжением на аноде лампы от 40 вольт до 100 вольт. Наиболее благозвучным признан участок при напряжении на аноде от 48 до 60 вольт - тут сильно зависит от конкретной лампы. Для конкретной лампы оптимум где-то +-2 вольта. потом слишимо звук становится хуже. Напряжение поляризации сделано регулируемым - лучший звук получился при напряжении поляризации 63 вольта. По итогам решил пересобирать микрофон в законченное устройство.
Схема на макете
Лучший звук получился со составным разделительным конденсатором - 22мкф электролит + 1 мкф пленочный винтажный филипс (качественный МКТ скорее всего, но тут сомнения)- 500 пф - фольговый полистирольный конденсатор.
Нужный трансформатор из наличия оказался только один - от военной связной аппарату. Также намотал трансформатор на нанокристаллическом сердечнике сердечнике от УЗО. По индуктивности первичной обмотки трансформатор от УЗО выдал больше в два раза. По частотным характеристикам самодельный трансформатор подгонял под военный трансформатор. Но при слепом прослушивании - народ выбирал звук на военном большом трансформаторе.
Тестовые ролики записанные на макетном микрофоне с разными лампами. Запись производилась на внешнюю звуковую карту Alctron XU2-mkII по балансному входу. На самом деле можно подключить тремя способами - симметричным подключением - оба трансфорорных выхода подключаются на выходы 2 и 3 разъёма, а земля подключается на выход 1.
Не балансное подключение в фазе, когда выход с трансформатора подключается к "2" номеру входа разъёма, а второй выход трансформатора подключается к земле и подключается к 3 входу караты.
И не балансный в противофазе - все тоже самое только выводы выходной обмотки трансформатора меняются местами. Уровень сигнала и качество будет разное.
Тестовый ролик самодельного лампового микрофона на лампе 6ж4п большой микрофонный трансформатор
Тестовый ролик самодельного лампового микрофона на лампе 6AU6 TELEFUNKEN(Германия) и большой микрофонный трансформатор
Тестовый ролик самодельного лампового микрофона на лампе 6AU6 SYLVANIA(США) и большой микрофонный трансформатор
Тестовый ролик самодельного лампового микрофона на лампе 6AU6 SIFTE (Франция) и большой микрофонный трансформатор
По результатам прослушивания пришли к выводу, что на низком анодном напряжении иностранные лампы дают менее плотный звук , чем лампы производства СССР.
Было принято решение чуть поднять напряжение на аноде - снизив анодное сопротивление со 100 к до 75 к. И собирать микрофон в отдельном корпусе и на отсоединяемом шнуре питания.
Также при смене напряжения с"-" на "+" при подаче на накал - на противоположный контакт от земли звук с "+" питанием был лучше... Хотя в усилителях при подаче "-" звук лучше. А в текущей схеме с"+" питанием накала получилось лучше.
Если первоначально всё было собрано на деталях их магазина Промэлектроника и из того , что не жалко. То финальная версия собиралась на деталях после тщательной приборной отбраковки. А на ответственных местах поставлены качественные винтажные детали. В частности в самом микрофоне были заменены плёночные конденсаторы на японские, а анодный резистор на винтажный английский из люксовой серии фирмы PAINTON. Этой фирмы нет уже более 40 лет и она была известна своими проволочными резисторами для ламповой техники с супер низкими собственными шумами и нулевой индуктивностью. На фото ниже белые резисторы - которые поставил , и для сравнения синенький резистор, который стоял на макете. Разница в звуке после замены резистора была существенна и явно слышима.
Силовой трансформатор от бытового советского магнитофона "Романтика" - мало шумный. Микрофонный трансформатор от советской военной аппаратуры связи. Остальные детали из магазина Промэлектроника, но после приборного отбора по параметрам. Напряжение накала выпрямляется и через регулируемый стабилизатор LM317T и дополнительно фильтруется дросселем по накалу. Поставлен мощный радиатор на LM317T и для него сделаны отверстия для вентиляции сверху и в дне корпуса.
Всё спаяно по канонам ламповой техники и уделено внимание сечениям проводов и правильной распайке земли.... Есть нюанс - микрофонный трансформатор размещён в корпусе блока питания и пришлось городить экраны для снижения наводок от силового трансформатора. Наводки были снижены до приемлемого уровня, но полностью устранены не были. Звук с другими трансформаторами меньшего размера не понравился ..... Хотя по измерениям большой разницы не было.... И меньший по размерам трансформатор можно было разместить в удалённом от силового трансформатора месте , что свело бы наводки от силового трансформатора до нуля.
Собрано в стандартных корпусах - блок питания в корпусе из Промэлектроники GIANT. Микрофон в корпусе от микрофона BN-800/Капсюль 34 мм.
Ламповый микрофон на лампе 6ж4п с линейным трансформаторным блоком питания и подсоединён к внешней USB звуковой карте ALCTRON XU2-mkII.
Финальная схема лампового конденсаторного микрофона на лампе 6ж4п
Тестовые ролики после пересборки микрофона.
Тестовый ролик ламповый микрофон на лампе 6ж4п - 1965 г.в. с большим микрофонным трансформатором
Тестовый ролик ламповый микрофон на лампе 6AU6 TELEFUNKEN (Германия) и с большим микрофонным трансформатором
Всем спасибо , кто дочитал эту большую статью.
Всем здоровья и хорошего звука.
У меня есть ещё несколько статей про микрофоны:
Самодельный ленточный микрофон
Изготавливаем конденсаторный студийный микрофон по схеме FIN+
Микрофонные капсюли Bruel&Kjaer 4145 и Октава М101 - делаем микрофон с фантомным питанием +48 вольт.
Ремонт конденсаторного микрофона NADY SCM1000
Переделка микрофона Maono AU-A03T - установка однодюймового микрофонного капсюля.
Динамический микрофон Октава МД-66А. Переделка для работы с компьютерной звуковой картой.
Самодельный конденсаторный ламповый микрофон.
Конденсаторный микрофон по схеме "ШОК-Октава". Своими руками.
Ламповый микрофон Bruel & Kjaer Type 2613.
Самодельный электретный микрофон для компьютера.
Как просто подключить динамический микрофон к компьютеру.
Про фонокорректоры:
Экономичный фонокорректор с хорошим звуком на основе платы от ЭПУ "МЕЛОДИЯ-105-стерео".
Супер дешевый фонокорректор -где взять?
LYNX-04 супер качественный микросхемный фоно корректор. Своими руками.
Ламповый фонокорректор на 6ж4п +6н23п. Своими руками.
Ламповый корректор на лампах 6AU6+E88cc. Своими руками.
Про виниловые проигрыватели:
Виниловый проигрыватель Micro Seiki DD-8. Легендарный звук. Восстановление своими руками.
Виниловый проигрыватель на основе импортного ЭПУ. Своими руками.
ЭПУ "Импульс 201 стерео" Один из лучших проигрывателей пластинок из СССР в средней ценовой категории.
ЭПУ "Импульс 201 стерео" . Часть 2. Меняем проводку в тонарме. Отстраиваем звук.
Сравним три виниловых вертушки разного класса на неравномерность вращения пластинки.
Виниловый проигрыватель в стиле стимпанк на ПАРОВОМ приводе!!!
Личный опыт с подбором звукоснмателя для виниловой вертушки.
Про усилители:
Усилитель ДИНАМИТ на на базе чипа LT1210. Хороший звук -несложно своими руками.
Про ламповые усилители:
Ламповые усилители. Обзор красивейших и просто интересных по оформелению усилителей. Часть 1.
Ламповые усилители. Обзор красивейших и просто интересных по оформелению усилителей. Часть 2.
Ламповые усилители в стиле стимпанк и просто ламповый стимпанк.
Мощный однотактный ламповый усилитель SE EF800+ EC 360. Своими руками.
Ламповый однотактный усилитель SE EF800+EL36 своими руками.
Ламповый усилитель по схеме А. Манакова - Лофтин-Уайт SE 6AC5GT +2A3. Своими руками.
Несложный усилитель с хорошим звуком - однотактный ламповый усилитель SE 6ж4п+6п43п.
Маленький однотактный усилитель SE 6н23п+6п43п
Ламповый усилитель высокого класса SE c3m+EL86. Своими руками.
Ламповый усилитель SE 6ж4п + 6п43п своими руками
Ламповый усилитель SE 6н8с + 6п6с (6ф6с) в ретро стиле.
Ламповый усилитель своими руками. Меняем шило на мыло - пробуем лампы 6п41с/6п31с/EL36/e235L
Однокаскадный одноламповый усилитель своими руками. Не всё так просто.
Свой первый ламповый усилитель SE 6н9с+6п13с. Простой старт.
Собрать свой первый ламповый усилитель за полчаса.
Мотаем выходной трансформатор для однотактного лампового усилителя.
А также посмотрите мои остальные статьи на моём канале если вам интересны статьи про ламповые микрофоны, 3D-принтеры, ЧПУ-станки на Ардуино, лазерные ЧПУ гравёры, про современные китайские МР3-модули, усилители для наушников.....