Отчего больше всего портится звук в ламповом усилителе - от наличия некачественного конденсатора между ламповыми каскадами. А били ли варианты схемотехники усилителей без межкаскадных конденсаторов и трансформаторов? - Да, это усилители по схеме Лофтин - Уайт.
Схема однотактного усилителя SE-Loftin&White выделялась непосредственной связью между каскадами, без переходных трансформаторов или конденсаторов. Классическая схема Лофтина и Уайта , была впервые опубликованна в американском журнале «Radio News» в 1929 г.
Вот эта же схема перерисованная в более менее понятном виде
Разработано великое множество схем по данной концепции, но я выбрал повторения схему на АудиоПортале - "Лофтин-Уайт Манакова на 6Г2-6С4С "
https://www.hi-fi.ru/audioportal/topic/2008-loftin-uayt-manakova-na-6g2-6s4s/
На данной ветке приведены несколько схем с разными лампами и впечатления людей, построивших такие усилители.
Меня заинтересовала схема на прямокальном триоде 2А3
Цитата из описания
Усилитель выполнен на лампах, 6г2, которая служит усилителем напряжения(драйвером) для лампы оконечного каскада- 2А3 с непосредственным подключением сетки 2А3 в анодную цепь 6Г2. Нерабочие ножки лампы 6Г2 соединены на корпус. Для соблюдения рабочего режима выходной лампы 2А3, питание лампы 6Г2 выполнено симметричным относительно катода выходной лампы с «виртуальной землёй», резистор R7 служит для настройки тока покоя выходного каскада 60мА, который определяется по падению напряжения 0,06В на резисторе R6.
Схема блока питания выполнена на кенотроне 5Ц3С или 5Ц4С, который служит для выпрямления напряжения по плюсу, и двойного диода 6Х2П, выпрямляющего напряжение по минусу для питания лампы драйвера 6Г2. Включение анодного питания тумблером в цепи накала кенотрона после пятиминутного прогрева ламп.
Усилитель легко настраивается при применении исправных ламп и деталей. Притом крайне желательно применять детали самого высокого качества. Какие детали применены мной, я не пишу сознательно, давая возможность самостоятельного подбора компонентов по звучанию. Несмотря на кажущуюся простоту схемы, усилитель имеет хорошее звучание. Чувствительность усилителя - 0,7В, выходная мощность - 2,8 Вт при КНИ до 1,5-2%.
Также был вариант схемы с другой драйверной лампой - 6AC5GT.
Вот по этой схеме я и спаял свой усилитель.
Сперва надо озаботиться лампами для данного усилителя:
Потом надо заказать трансформаторы - заказал в Израиле у Марка Фельдшера :
Найти винтажные английские дроссели :
Силовой транс решил использовать тор - чтоб можно было домотать необходимых обмоток. Был куплен, как якобы японский. Но изготовлен на самом деле хорошо. Но был бы японский - первичные обмотки были бы на 100 вольт. А 120 вольт это для Америки делают....... Но работает хорошо. На силовой трансформатор- тор дополнительно намотаны две обмотки 2,5 вольта, и еще обмотка на 6,3 вольта.
Спаял.
И даже все сразу заработало.
Конечно пришлось попотеть , чтоб выловить все огрехи и достроить усилитель. Но звук получился хороший, правда в американском ключе (в хорошем смысле этого слова) - сильный размашистый , детальный и мягкий. Спокойно раскачивали колонки ProAc чувствительностью 86 дБ.
Не обошлось и без неприятностей - лампа - слаботоковый двойной диод - перегорела изнутри и всё закоротила - в итоге выгорели конденсаторы - о горе мне - пара BLACK GATE WKZ (кто не в курсе данные конденсаторы икона для ламповых усилителей и стоят они как самолёт). Но у меня были запасные...... которые поставил сквозь слёзы, придушив свою жабу.
После этого заказал иностранных ламп 6H6GT- это аналоги на замену 6х6с.
Усилитель сделан с фиксированным смещением и можно вместо лампы 2А3 поставить менее мощную - триод "45", просто подрегулировав напряжение смешения переменным подстроечным резистором.
Но для "45" нужен ы выходные трансформаторы чуть с другими параметрами. Да они играли, но басы были напрочь отрезаны, где то с 100-150 герц.
Вот такой у меня был опыт построения усилителя на прямокальных 2А3.
Ну и как бы этот усилитель получился не совсем удачным из-за компоновки - лампы в закрытом корпусе перегреваются, поэтому он играл у меня со снятыми крышками. Хотя мощности и хватало, но американские лампы дали американский звук (и почему бы это?), но я, как понял про себя, больше тяготею к немецкому звуку. Поэтому из имеющихся дома ламповых пяти усилителей предпочитаю слушать музыку на усилителях на немецких лампах Сименс или Телефункен.
Всем удачи и хорошего звука.