Чтобы получить звук от винилового проигрывателя нужен предварительный предусилитель с коррекцией сигнала, получаемый звукоснимателем при проигрывании виниловых пластинок. Обзор хорошего фонокорректора по схеме Евгения Комиссарова.
Спаяв несколько ламповых, транзисторных и микросхемных корректоров решил сделать корректор по схеме Евгения Комиссарова. В интернете имеется подробная статья об его корректоре. Вот оригинальная схема корректора.
Данный корректор заслужил звание "Народный". За очень хороший звук и то, что его очень собирают радиолюбители.
Цитата из авторской статьи:
"..........
Особенности построения.
Аппарат выполнен по традиционной для меня схемотехнике - без ОС, с непосредственной связью между каскадами, минимально возможными номиналами активных сопротивлений и минимально возможным количеством элементов на пути сигнала.
..
Мной были получены следующие технические параметры:
Номинальный уровень входного сигнала 5мВ
Номинальный выходной уровень (1КГц, 5мВ) 0.75В
Выходное сопротивление <1кОм
Отношение сигнал/шум (невзвешенное) >70Дб
Уровень нелинейных искажений + шум(1- 10КГц, 5мВ) <0.3%
Отклонение от RIAA в диапазоне 100- 16000Гц +-0.5Дб
Отклонение от RIAA на частотах 20 и 20000Гц -1Дб
Параметры можно и улучшить, если задаться этой целью.
RIAA коррекция осуществляется всем входным каскадом, на этом следует остановиться подробнее.
В качестве входной лампы выбран пентод 6AU6 (отечественный аналог 6Ж4П) в пентодном режиме включения.
Дело в том, что при включении с резистивной нагрузкой пентод является управляемым источником тока и усиление каскада полностью зависит от сопротивления анодной нагрузки и пропорционально ему, поэтому, сделав сопротивление анодной нагрузки частотно-зависимым, мы имеем возможность очень элегантно осуществить RIAA- коррекцию, что и реализовано в данной схеме.
Усиление входного каскада на частоте 20Гц составляет 130, на 1КГц 13, на 20КГц падает до 1.3.
Расчет RIAA- цепочки стандартный, исходя из величины последовательного резистора, равной величине анодной нагрузки (внутреннее сопротивление лампы, по крайней мере, на порядок выше и на практике может не учитываться).
........
Конец цитаты.
У меня не было ламп 6н30п - это достаточно редкая лампа, поэтому я решил спаять на лампе 6н23п и , как вариант, последний каскад сделать трансформаторным.
Как обычно, чтобы проверить работоспособность такого изменения схемы спаял из подручных материалов макет.
Звук с макета мне понравился и я решил спаять корректор уже в корпусе. Вариант с выходными трансформаторами мне понравился больше, хотя он и габаритнее. Решил использовать детали чуть получше, чем в макете. Немецкие конденсаторы электролитические ROE, в коррекции советские серебряно-слюдяные конденсаторы ССГ-1, резисторы -японские танталовые - ШИНКО. Также были куплены иностранные входные МС -трансформаторы.
Сперва собрал на самонамотанных выходных (по классу они межкаскадные) трансформаторах. Потом поставил специально заказанные под этот фонокорректор трансформаторы.
Заказные детали приходили с разницей во времени, поэтому были эксперименты с разным сопротивлениями и конденсаторами. Не обошёл стороной и винтажные сопротивления сопротивления Сименс.
Когда приехали заказанные звуковые трансформаторы перекомпоновал вот так
Вид с прикрученными боковинами до покраски корпуса.
Также был собран второй выносной блок - с силовым трансформатором. Сперва в корпусе был один дроссель, но в дальнейшем прикрутил ещё один к задней стенке.
Лампы в дальнейшем были заменены на иностранные аналоги - на 6AU6 и ECC88 Telefunken.
Металлический корпус для лампового фонокорректора доставил много хлопот с минимизацией фона. Звук корректора мне очень понравился и в дальнейшем я пересобрал фонокорректор в пластиковом корпусе, где были применены ещё более лучшие детали и добавлены в схему 6 дросселей. Но об этом в следующей статье.
Всем удачи и хорошего звука.