Часть X. Эксперименты продолжаются
По окончании второй мировой войны уцелевшие "летающие крылья" Хортенов были вывезены в Америку, а аварийный экземпляр V2 – в Англию. После войны Реймар Хортен работал над проектами летающих крыльев в Аргентине.
Одним из перспективных проектов стал I.Ae. 37, бесхвостка с дельтавидным крылом. В качестве силовой установки использовался Rolls-Royce Derwent. Самолету явно недоставало мощности, он не мог разогнаться быстрее 900 км/ч, но на более мощные двигатели средств не нашлось.
Другим проектом стал построенный в 1960 году транспортный DINFIA IA 38 (в основу конструкции положен Ho VIII) с четырьмя поршневыми моторами. Проекты Хортена, несомненно, оказали сильное влияние на аналогичные концепции в Америке и Великобритании (не случайно в команде братьев оказался американский шпион).
Были и другие перспективные проекты "летающих крыльев", с помощью которых Гитлер намеревался переломить ход войны: дальний бомбардировщик Arado Ar E.555-I (предполагалось оснастить его шестью реактивными двигателями BMW-003A и дистанционно управляемыми оборонительными турелями); ночной истребитель Blohm & Voss P.215; несколько истребителей и бомбардировщиков Focke-Wulf и Heinkel, и серия бесхвостых самолетов Messerschmitt. После войны несколько их конструкторов, в том числе Рихард Фогт из Blohm&Voss, переехали в США.
В Великобритании бесхвостые самолеты Джона Данна воодушевили Джеффри Хилла на создание серии "птеродактилей", первый из которых появился в 1924 году. А к 1933 году концепция развилась в истребитель, разработанной с помощью Westland Aircraft по спецификации Air Ministry F. 3/32.
Этот бесхвостый самолет с концевыми шайбами на крыле и небольшим нижним крылом (полутораплан), развивавший 305 км/ч, показал приемлемую устойчивость, но в серию так и не был запущен. В 1939 году Хилл разработал проект 42-метрового (в размахе) "летающего крыла" с четырьмя или шестью поршневыми двигателями и толкающими винтами. Оборонительное вооружение располагалось в четырех турелях с дистанционным управлением на передней и задней кромках, пилот и штурман располагались внутри крыла за "оранжерейным" остеклением. У бомбардировщика Хилла была также и транспортная версия.
Другие британские проекты в 1930-х годах возникли из планеров, в том числе десантный планер -"летающее крыло" Baynes Bat; проект 1939 года Handley Page HP.75 Manx с двумя толкающими винтами и небольшими вертикальными килями; а также серия экспериментальных планеров General Aircraft Ltd, построенных между 1944 и 1948 годами.
Позже, в 1959 году, Handley Page вернулся к "летающим крыльям" с проектом транспортного 200-местного HP.117, оснащенного шестью турбореактивными двигателями и системой сдува пограничного слоя.
Более известными были летающие крылья Armrstrong Whitworth. Экспериментальный A.W.52 с двумя Rolls-Royce Nene стал первым британским самолетом, летчику которого довелось в 1949 году воспользоваться катапультой, когда машина вышла из-под контроля. В 1953 году проект закрыли, но он имел преемника - проект бомбардировщика A.W.56 с обычным фюзеляжем (в котором планировалось разместить ядерную бомбу массой 5,5 т), вертикальным килем и пятью двигателями Rolls-Royce Avon. Проект предусматривал применение системы сдува пограничного слоя и ламинарного профиля крыла, ради достижения крейсерской скорости 500 миль в час. A.W.56 в конечном итоге проиграл проектам серии "V" (Victor, Vulcan, Valiant).
Более известной британской бесхвосткой стал de Havilland DH 108. Несмотря на серьезные проблемы с управлением и устойчивостью, Джону Дерри удалось на нем установить мировой рекорд скорости 973,82 км/ч в третьем мерном пролете в сентябре 1948 года. Таким образом, он стал первым британским пилотом, преодолевшим звуковой барьер на реактивной машине.
Впоследствии в Великобритании разрабатывали и другие проекты бесхвостых самолетов, например, двухдвигательный Westland P.J.D.144 и несколько похожий Hawker P.1077.
Наиболее впечатляющей была Vickers Swallow. В этом проекте была использована идея сэра Барнса Уоллеса, предложившего создать бесхвостый самолет с крылом изменяемой геометрии. Четыре шарнирно закрепленных реактивных двигателя предполагалось установить в районе законцовок крыла. На базе одного планера предполагалось разработать истребитель с ракетным вооружением, ударный и транспортный самолеты.
В США тоже активно прорабатывались концепции летающего крыла и бесхвосток. Так, на базе прототипа дальнего бомбардировщика XB-15 (предшественника B-17) был предложен бесхвостый бомбардировщик Model 306 с четырьмя поршневыми двигателями и 140-футовым крылом.
Примерно в 1941 году Consolidated предложил концепцию межконтинентального бомбардировщика схемы "летающее крыло" с размахом крыльев 87 м и шестью радиальными двигателями мощностью 3000 л. с., способного доставить 5,5 т бомб из США в Германию, и 32 т - на более короткие расстояния.
Впрочем, единственным конструктором, работы которого в области "летающего крыла" продвинулись дальше экспериментальных образцов, стал бывший калифорнийский гаражный механик Джон Кнудсен Нортроп…
Продолжение следует
Часть I. Самолет без фюзеляжа и хвоста
Часть II. Нюрфлюгели братьев Хортен
Часть III. H IX - бомбардировщик возмездия
Часть IV. Самолеты тотальной войны
Часть V. "Итальянская забастовка" Kommando IX
Часть VI. Самый странный самолет Люфтваффе