Найти в Дзене
Дневник оптимиста

Советы посторонненого, или Автомобиль: что и как с ним делать в случае чего. Часть 17.

Победа НАМИ Автомобиль "Победа-НАМИ" был результатом научного взгляда на будущий советский массовый автомобиль. Он остался экспериментальным. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Игоря Погодина. Источник: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1948/gaz_m20_pobeda_nami/
Победа НАМИ Автомобиль "Победа-НАМИ" был результатом научного взгляда на будущий советский массовый автомобиль. Он остался экспериментальным. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Игоря Погодина. Источник: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1948/gaz_m20_pobeda_nami/
-2

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Что общего между «ручником» и домкратом? То, что и один, и другой, могут в определённых случаях помочь начать движение машине с приводом на задние колёса, забуксовавшей на скользкой дороге. Начнём в алфавитном порядке.

Домкрат всегда поможет.  Адрес фотографии: https://img2.freepng.ru/20180311/dpe/kisspng-car-remont-common-rail-machine-automobile-repair-s-car-5aa4bce8034321.9222873115207457040134.jpg
Домкрат всегда поможет. Адрес фотографии: https://img2.freepng.ru/20180311/dpe/kisspng-car-remont-common-rail-machine-automobile-repair-s-car-5aa4bce8034321.9222873115207457040134.jpg

Домкрат. Консольный, («боковой») домкрат «Волги», «Москвича» и «Жигулей», в штатном варианте его использования не помощник. Речь о телескопических гидравлических или винтовых домкратах, которые ставятся симметрично по центру машины под первую поперечину подмоторной рамы, чтобы возможно максимально вывесить в воздух передние, не ведущие колёса. Они перестанут оказывать лишнее сопротивление началу движения, а задние колёса догрузятся дополнительно, увеличив собственную силу сцепления колёс с дорогой. Дальше – за руль, передача заднего хода, и резкое бросание педали сцепления, с плавным добавлением «газа». Плавно «съезжая» с падающего домкрата, машина приобретает некоторую инерцию, которая потом и помогает началу тяги ведущих колёс. «Прыжок» не сильнее обычного съезда с тротуара, и повредить кузов или ходовую часть машины практически невозможно. Единственное то, что не ударил бы домкрат вслед по «отъезжающему» радиатору. Но при такой даже весьма малой вероятности, лучше всё же не рисковать. Автор этих строк, впервые вынужденно испытавший такое «ноу-хау» на своём «Москвиче», потом в порядке эксперимента установил, что на горизонтальном участке машина способна откатываться по инерции до полутора метров. А если ещё и сразу поможет тяга колёс? Способ, разумеется, пригоден и для грузовиков ГАЗ, ЗИЛ, с вывешиванием всей передней оси за центр балки.

Но и консольный боковой домкрат тоже может оказаться спасительным. Реальная случившаяся история такова. Автор на своём «Москвиче», задним ходом парковался вдоль тротуара с бордюрным камнем, и правым колесом наехал на решётку люка водосливного коллектора. По закону жанра, уж вес «Москвича» - то она должна была выдержать, но по закону подлости провалилась и под колесом этой машины. «Москвич» застрял, что называется, конкретно. Сразу было понятно, что придётся вывешивать провалившуюся в ловушку часть машины. С собой был штатный «Жигулёвский» боковой консольный домкрат, переделанный так, чтобы при необходимости можно было «брать» машину под кузов в любом возможном или удобном месте. Он-то и спас ситуацию. Машина стояла под некоторым углом к тротуару, поставить такой домкрат в месте штатного поддомкратника, уже не было никакой возможности. Мешал бордюр. И «взять» машину удалось только в районе центральной стойки – пороги кузова к тому времени были уже усилены вышеупомянутым (см. раздел Кузова) способом. Но поскольку в машине больше никого и ничего не было, вверх раньше пошла именно задняя часть кузова. Машина вывешена, автор толкает её назад, по оптимальной в той ситуации траектории спасения. «Москвич» на свободе, а спасительный домкрат падает в «окно» сухого водосливного коллектора, на 3-х метровую глубину. Выручили «солдатская смекалка», длинная багажная верёвка с привязанным на конце магнитом, да буксирный канат с петлевыми заделками обоих концов. Но стоило это ещё часа с лишним возни, на открытом месте, на морозном ветру…

-4

«Разбор полётов», (сначала в люк «влетело» колесо, а потом туда же улетел и домкрат), таков. Если вы хотите иметь аналогичный домкрат – спасатель, то на винтовом дорожном подъёмнике от «Жигулей» или «Волги», сначала переставьте подвижную каретку ходового винта «вверх ногами», чтобы лапа домкрата в нерабочем положении откидывалась вверх, а не вниз. А затем сделайте эту лапу за счёт отрезков уголков минимум в 3-4 раза шире, чтобы домкрат под днищем кузова фиксировался от случайного падения вбок шириной пятна контакта лапы с кузовом. Ну а если вы с таким же домкратом окажетесь в аналогичной ситуации, рядом с открытым люком, то перед началом операции по спасению авто, застрахуйте домкрат от «несчастных случаев». Закрепите на нём длинную верёвку, на втором конце которой завяжите морской узел. А потом конец с этим узлом забросьте в салон машины, плотно захлопнув за ним дверь.

А что может дать стояночный тормоз? Речь может идти только о равномерно отрегулированном «ручнике» с тросовым приводом на оба задних колёса. А этот привод, при не сильном его затягивании, может сыграть роль не существующей межколёсной блокировки дифференциала единственного ведущего моста, во избежание пробуксовки левых или правых колёс относительно друг друга.

Этот способ известен, по крайней мере, ещё с 70-х годов. Но вполне возможно, аналогичный алгоритм окажется актуальным и для машин УАЗ, не имеющих блокировки дифференциалов ведущих мостов и ныне. Тогда при включении демультипликатора в раздатке, в некоторых случаях можно будет и слегка придавить педаль рабочего торможения.

От тюрьмы, от сумы и от буксировки не зарекаются. На классических заднеприводных отечественных легковых автомобилях предусмотрены по две передние симметричные буксирные проушины. При длительных буксировках, а тем паче при вытаскивании застрявшей машины, предпочтительнее использовать их сразу обе по схеме «треугольника». Равномерно распределяются возможные неизбежные рывки на обе стороны подмоторной рамы, уменьшается и необходимость постоянного подруливания при буксировках. Мы бы рекомендовали сделать простое приспособление, для быстрой и удобной сцепки «треугольником» Это будет проще завязывания «бантиков», и фиксирования чалок монтировками или «балонниками».

На отрезке цепи закрепляются три «карабина» типа тех, что используются в страховочных поясах монтажников-высотников. Этого добра хватает на строительных рынках. Два карабина по концам и один в центре. Боковые карабины быстро цепляются за проушины буксирных отверстий любого диаметра, а центральный карабин – за петлевую заделку конца буксирного каната или троса. На «Волгах» с ГАЗ-24 начиная – обоими боковыми карабинами за центральную буксирную скобу. А на всех «Волгах» и «Москвичах», для вытягивания застрявшей машины назад – за серьги рессор, с обоих сторон.

Буксировку грузовых машин на мягкой сцепке в основном производят с помощью тросов. Но вполне возможно применение и цепей, петлевые законцовки на которых сделать с помощью болтов. Главное преимущество цепей в том, что в случае их обрыва, концы вновь соединяются «в шесть секунд» заранее приготовленными для этого болтами, практически без потери длины. В случае же обрыва тросов, при их связывании теряется до метра весьма не лишней длинны. И есть вероятность травмы рук, даже и при использовании брезентовых рукавиц. Да, упомянутые цепи возможно будут и потяжелее традиционных тросов одинаковых длины и прочности. Но не создают проблем при укладке и хранении, когда они не нужны. Их можно укладывать в один слой даже на полу кабины под ковриком «пассажирской» стороны, что автор на своём служебном «газоне» делал именно так. А более «мягкие» и лёгкие, но нерастяжимые тросы, возможные рывки при буксировках всё равно не смягчают.

В строительно-монтажных работах, у подъёмных кранов, давно уже перешли к цепным чалкам вместо традиционных тросовых соединительных элементов. Только многие водители из-за своего «стандартного» мышления не могут отказаться от этого анахронизма…

Автор: Андрей Кузнецов.

Шестнадцатую часть «Советов…» можно прочитать здесь.

Продолжение следует…

-5

Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста».

-6

Авто
5,66 млн интересуются