Если вы поедете из Москвы на море трассой М-4 Дон, то будете проезжать мимо города Каминск-Шахтинска. Именно тут, прямо рядом с трассой, находится музей «Легенды СССР», включающий коллекцию старинных предметов, а также очень достойную экспозицию классических советских автомобилей.
Тут много "Москвичей", "Жигулей" и "Запорожцев". Некоторые экспонаты не представляют особого интереса, поэтому я расскажу о них вскользь в следующих записях, а вот на некоторых внимание стоит заострить.
Сегодня я покажу вам уникальный Москвич-408 Турист — прототип, который так и не пошел в серию.
В 1961 году Планово-экономический отдел и Отдел главного конструктора МЗМА представили в Московский городской совнархоз необычный документ: это был план перспективного развития завода на 1961-1980 годы.
Помимо привычных седанов и универсалов этот план включал спортивный малолитражный автомобиль типа «гранд-туризм».
Его планировали освоить в первом квартале 1965 года, а назначение чётко описывалось как «для экспорта, проката и индивидуального пользования».
Правда запланированный объем выпуска был просто мизерным — всего 150 штук в год!
Но была еще одна причина, о которой забыли написать в официальных документах.
Регламент ряда спортивных мероприятий того времени не допускал к участию автомобили с кузовом «седан». Поэтому гонщикам и гоночным командам приходилось самостоятельно переоборудовать седаны в двухдверные купе.
Выпуск Москвича-408 Турист позволил бы обойтись в таких ситуациях малой кровью.
К весне 1963 года конструкторские работы по седану и универсалу семейства Москвич-408 были завершены, поэтому можно было заняться экзотическим кабриолетом.
Разрабатывать кузов «гранд-туризм» было поручено молодому конструктору Анатолию Веселову, работавшему в ОГК с 1958 года.
На самом деле задача была не из простых. Вы же помните, как в СССР любили унификацию?
В итоге вся нижняя часть до окон была полностью идентична другим версиям Москвича-408.
А вот лобовое стекло и его проём были разработаны заново специально для кабриолета.
Встроенного складного верха в конструкции не было предусмотрено. Вместо него предполагалось использовать жесткую крышу-колпак. Но на её место можно было установить складной тентованный верх, дизайн которого позаимствовали у французского автомобиля Renault Floride.
Естественно, кузов без крыши потерял в жесткости. Пришлось усиливать днище, пороги и внедрять дополнительные лонжероны, разместившиеся в форме буквы Х.
Всего в 1963 году было построено два прототипа. Первый был окрашен в черный цвет и имел стальной кузов.
Второй экземпляр синего цвета был интереснее, ведь часть кузовных панелей (двери, задние крылья, крышки капота и багажника) выколотили вручную из алюминиевых листов.
Спортивный кабриолет требовал мощного 1,5-литрового мотора, которого у МЗМА тогда не было (в первую очередь, потому что им не разрешали его проектировать, но это отдельная история).
Поэтому на «Туристы» работники экспериментального цеха вынужденно установили моторы с серийным рабочим объемом 1358 см3.
По некоторым слухам на одном из прототипов испытывали систему впрыска, но это не подтверждено документально.
Ну а дальше история начала развиваться совсем не так, как планировалось. Выпуск автомобилей семейства М-408 начался с опозданием в несколько лет, а затем перед отделом главного конструктора поставили совершенно другие задачи — подготовить усовершенствованный мотор М-412.
Естественно, до организации выпуска нишевого автомобиля дело так и не дошло.
Кроме того, за несколько лет произошли серьезные перемены. Искусственно развивавшийся в годы правления Хрущева прокат автомобилей оказался убыточным и к концу 1964 года был закрыт. Поэтому разработка автомобиля для проката потеряла свою актуальность.
Вот такая грустная история, которая, к сожалению, встречается в автомобилестроении (не только отечественном) довольно часто. Приоритеты меняются быстрее, чем завод успевает подготовить к выпуску новую модель автомобиля.
Ни один из двух прототипов до наших дней не сохранился. Выставленный в музее автомобиль — ни что иное, как современная реплика. Причем не самая качественная.
Давайте вместе рассмотрим в деталях.
А начнём с той самой рамки лобового стекла, которая должна иметь больший наклон и совершенно другую форму.
Для каждого, кто разбирается в советских автомобилях, будет очевидно, что в данном случае никто не стал заморачиваться на её изготовление. Просто срезали крышу — и всё.
Подвеска у «Туристов» была занижена, из-за чего автомобили смотрелись более приземистыми.
Повторители указателей поворотов, расположенные на передних крыльях, у оригинальных кабриолетов находились выше перегиба.
Также должны быть установлены другие колпаки, водительское зеркало заднего вида и антенна рядом с крышкой багажника.
Салонное зеркало заднего вида должно находиться на передней панели, а не прикреплено к рамке лобового стекла, как на реплике.
Теперь понимаете моё расстройство, когда я вижу подобные реплики? Вот вроде бы пытаются что-то сделать, стараются, тратят время и деньги. Но почему не подойти к вопросу более досконально?
Ведь вы создаёте реплику автомобиля, который не сохранился. Но сохранились его фотографии, причем их не так уж и мало.
Зачем делать «тяп-ляп», если можно потратить чуть больше сил и получить совсем другой результат?
Никогда не понимал этого. На фотографии ниже вы увидите оригинальный Москвич-408 Турист. Красавец, правда?
А как вы относитесь к подобным репликам автомобилей? Может я зря цепляюсь? Может и так сойдет, ведь в целом похоже получилось?