Найти в Дзене
Судострой

Ледоколы, траулеры и круизные лайнеры. Какие головные суда сдавались в 2020 году

Оглавление

Продолжаем подводить итоги минувшего года. Сегодня поговорим о сданных гражданских заказах, вернее, о головных судах. Такие заказы интересны тем, что являются наиболее сложными и трудоёмкими и, как правило, открывают новые серии. Блог "Судострой" предлагает читателям вспомнить наиболее важные головные суда, переданные заказчикам в 2020 году.

Ледоколы

Для Балтийского завода главным событием года стала передача ФГУП "Атомфлот" головного универсального атомного ледокола проекта 22220 "Арктика".

Ледокол проекта 22220. Длина – 173,3 м, ширина – 34 м, осадка – 10,5 м, мощность на винтах – 60 МВт, ледовый класс – Icebreaker9 / Фото: Судострой
Ледокол проекта 22220. Длина – 173,3 м, ширина – 34 м, осадка – 10,5 м, мощность на винтах – 60 МВт, ледовый класс – Icebreaker9 / Фото: Судострой

Разработчик проекта – ЦКБ "Айсберг". Закладка судна состоялась в 2013 году. Первоначально "Арктика" должна была быть сдана ещё в 2017 году, но сроки несколько раз сдвигались.

Пока что из-за частичного выхода из строя одного из трёх гребных электродвигателей "Арктика" работает в режиме ограниченной мощности. После замены электродвигателя, которая запланирована на лето 2021 года, судно станет самым мощным в мире атомным #ледоколом.

В настоящее время по проекту 22220 строятся ещё четыре ледокола.

Ещё одним рекордсменом 2020 года стал головной дизель-электрический ледокол проекта 22600 "Виктор Черномырдин".

Ледокол проекта 22600. Длина – 146,8 м, ширина – 29 м, осадка – 9,7 м, мощность на винтах – 25 МВт, ледовый класс – Icebreaker8 / Фото: Судострой
Ледокол проекта 22600. Длина – 146,8 м, ширина – 29 м, осадка – 9,7 м, мощность на винтах – 25 МВт, ледовый класс – Icebreaker8 / Фото: Судострой

По мощности энергоустановки это судно занимает первое место в мире среди дизель-электрических ледоколов. Новый флагман "Росморпорта" был заложен на Балтийском заводе в 2012 году, достраивался на Адмиралтейских верфях. В проектировании участвовали ПКБ "Петробалт", ЦКБ "Айсберг", КБ "Вымпел".

О продолжении серии проекта 22600 пока ничего не известно.

Торговый флот

В декабре строящаяся на Дальнем Востоке суперверфь "Звезда" сдала АО "Роснефтефлот" свой первый заказ – танкер "Владимир Мономах" проекта 114К, заложенный в сентябре 2018 года. Судно типоразмера "Афрамакс" оснащено двухтопливной энергоустановкой способной работать на СПГ. Проектирование и строительство велось в технологическом партнёрстве с южнокорейской Hyundai.

Танкер проекта 114К. Длина – 250 м, ширина – 44 м, осадка – 14 м, дедвейт – 114 тыс. т / Фото: ДЦСС
Танкер проекта 114К. Длина – 250 м, ширина – 44 м, осадка – 14 м, дедвейт – 114 тыс. т / Фото: ДЦСС

На данный момент портфель заказов "Звезды" включает в себя ещё одиннадцать таких #танкеров.

Пассажирский флот

В начале августа нижегородский завод "Красное Сормово" передал компании "Водоходъ" головное речное круизное пассажирское судно проекта PV300 "Мустай Карим". Построенный по проекту "Морского Инженерного Бюро" (МИБ) лайнер рассчитан на перевозку 329 пассажиров. Закладка судна состоялась в марте 2017 года.

Пассажирское судно проекта PV300. Длина – 141 м, ширина – 16,8 м, осадка – 3 м / Фото: Судострой
Пассажирское судно проекта PV300. Длина – 141 м, ширина – 16,8 м, осадка – 3 м / Фото: Судострой

Пока что "Мустай Карим" остается единственным судном проекта PV300. На заводе "Лотос" строится похожий лайнер проекта PV300VD "Пётр Великий".

В декабре Невский завод передал АО "Сахалинлизингфлот" головное грузопассажирское судно проекта PV22 "Адмирал Невельской". Заложенное в марте 2019 года судно построено для связи Сахалина и Курильских островов по проекту уже упомянутого МИБ.

Грузопассажирское судно проекта PV22. Длина – 75 м, ширина – 16 м, осадка – 5 м. Пассажировместимость – 146 чел., грузовой трюм – 895 куб. м / Фото: Судострой
Грузопассажирское судно проекта PV22. Длина – 75 м, ширина – 16 м, осадка – 5 м. Пассажировместимость – 146 чел., грузовой трюм – 895 куб. м / Фото: Судострой

Сейчас на Невском ССЗ достраивается второе #судно проекта PV22 для того же заказчика.

Промысловый флот

Госпрограммы стимулирования постройки промыслового флота на отечественных верфях начинают приносить результаты. Первое судно в рамках механизма инвестквот было сдано ещё в 2019 года, в 2020 году был завершён ряд новых проектов.

В мае корабелы Ленинградского судостроительного завода "Пелла" передали компании "Антей" головное судно для добычи краба проекта 03070 "Русь".

Судно-краболов проекта 030370. Длина – 50,5 м, ширина – 12,6 м, дедвейт – 650 т / Фото: Судострой
Судно-краболов проекта 030370. Длина – 50,5 м, ширина – 12,6 м, дедвейт – 650 т / Фото: Судострой

Это первый краболов, построенный на отечественных верфях за последние 30 лет. Проект разработан конструкторским отделом завода "Пелла" при участии ПКБ "Петробалт".

В рамках продолжения серии на "Пелле" ведётся строительство ещё двух краболовов проекта 03070.

В сентябре рыбинский судостроительный завод "Вымпел" сдал ПТФ "Карелрыба" малый рыболовный траулер проекта Т30В "Вымпел". Концепт-проект разработан конструкторским отделом завода, техпроект и рабочую документацию готовило КБ "Си Тех".

Малый траулер проекта Т30В. Длина – 36 м, ширина – 9 м, осадка – 4 м, дедвейт – 185 т / Фото: ССЗ "Вымпел"
Малый траулер проекта Т30В. Длина – 36 м, ширина – 9 м, осадка – 4 м, дедвейт – 185 т / Фото: ССЗ "Вымпел"

По результатам эксплуатации головного судна будет приниматься решение о продолжении серии. В перспективе – ещё десять судов того же проекта.

В том же месяце Выборгский #завод наконец передал "Северо-Западному рыбопромышленному консорциуму" первый большой кормовой морозильный траулер проекта КМТ01 "Баренцево море". Судно было заложено в мае 2017 года. Проект разработан на основе концепта ST-118L от норвежского бюро Skipsteknisk. Техпроект подготовлен МИБ.

Траулер проекта КМТ01. Длина – 86 м, ширина – 17 м, осадка – 8,9 м, дедвейт – 2840 т. Производительность фабрики – до 200 т сырья в сутки / Фото: Судострой
Траулер проекта КМТ01. Длина – 86 м, ширина – 17 м, осадка – 8,9 м, дедвейт – 2840 т. Производительность фабрики – до 200 т сырья в сутки / Фото: Судострой

В настоящее время по проекту КМТ01 на верфи в Выборге строятся ещё три судна.

Напоследок, несколько слов о том, что не удалось. С отставанием от сроков продвигается строительство пассажирского лайнера проекта PV300VD и колёсных теплоходов ПКС-180 на астраханском заводе "Лотос". Также новых "рыбаков" в минувшем году должно было быть сдано значительно больше. Будем ждать эти заказы в 2021 году.

О результатах года в военном кораблестроении можно прочитать здесь.

Ледоколы
7779 интересуются