(Shadow in the Cloud, 2020, Новая Зеландия)
Всяк, кто пережил эпоху VHS, с теплотой вспоминает, как смеялся до слёз над её комедийно-пародийными хитами: "Сверкающие седла", "Всемирная история", "Голый пистолет", "Космические яйца", "Аэроплан", "Робин Гуд: мужики в трико", "Без вины виноватый", "Дракула: мертвый и довольный"... И, разумеется, "Горячие головы", чья первая часть лихо вертела на болту главный авиа-экшен 80-х "Лучший стрелок".
И лишь одна девочка по имени Розанна Лян не смеялась в ту пору над "Горячими головами". Наморщив лобик, она старательно зарисовывала себе в альбом всё самолётное дуракаваляние, что там творилось.
Зачем? А чтобы через тридцать лет снять для нас хоррор-драму "Воздушный бой", где всем уже будет не до ха-ха...
...А особенно - зрителю, который от буйного полёта мысли Розанны выпадет в осадок и обратно больше не впадёт.
Сюжет картины прост, как зубочистка, но раскрывать его дальше завязки я всё же не буду.
Итак, Окленд, Новая Зеландия, 1942 год. Естественно - Вторая Мировая. Вот вся покрытая синяками, офицер-лётчица Мод (Морец) врывается с чемоданчиком в салон едва приземлившегося бомбардировщика. И, размахивая бланком с приказом, заставляет экипаж тотчас везти её и её секретный груз на Самоа (около 3000 км. по прямой).
Погоди, а заправиться?
Блин, некогда! Вот кончится война, тогда и заправитесь! А сейчас от винта - и вперёд!
Вообще, в армейских законах и порядках режиссёрка Лян разбирается, как пингвин в термоядерном синтезе. Значение слова "субординация" ей отродясь не объясняли, поэтому пилоты разговаривают с важным офицером Мод, будто со сса... несвежей тряпкой. И вдобавок запирают её... в шарообразной турели под фюзеляжем!
Зачем? "Потому что гладиолус!"© Но именно в этом шаре наша помятая девочка просидит до тех пор, пока в фильме не начнётся основная движуха.
Хотя всю его движуху правильнее назвать другими словами: тотальный дурдом! В чьей завязке есть хотя бы щепотка реализма, но минуте к десятой и эти его крошки склёвывают дятлы - те, что гнездятся в головах у Розанны Лян и её героев. И весь авиакапут из "Горячих голов", а также свои заскоки, она готова нам с радостью изобразить.
Всю чудовищность дыр в логике (психике?) Розанны живописуют две красноречивые сцены, от которых даже моя видавшая виды челюсть отбила мне колени.
1) Вот у сидящей в застеклённом шаре-турели Мод вдруг открывается люк, и она рискует выпасть за борт. Замки люка неисправны. Но на нём, как на гаражных воротах, есть петелька, куда можно вставить шплинт и пусть так, но закрепить тот в закрытом положении.
Люк тяжёлый, а взломавшая замки, некая сила будет пытаться открыть его вновь. И чем же Мод его шплинтует? Правильно: своим указательным пальцем. ПАЛЬЦЕМ, Б***Ь! Который, вы не поверите - ломается!
Боюсь даже представить, что сунула бы туда Мод, окажись она мужиком, но в фильме Лян я бы уже ничему не удивился.
2) Вот некто ползает снаружи по фюзеляжу летящего и разваливающегося самолёта - точь-в-точь, как в "Горячих головах"! - и намерен забраться внутрь через одну из брешей в днище (тут речь идёт о буквальном днище фюзеляжа). Словно обезьянка, человек доползает до бреши, но в последний момент - АААА! - срывается и падает вниз...
Думаете, он в итоге расшибся в лепешку о землю? Дудки! Потому что именно в этот миг под бомбардировщиком взорвался сбитый его пулеметчиками, японский истребитель.
И... что?
Какие вы недогадливые! Сразу видать, что физику в школе не учили! Ибо ударная волна от взрыва не только подбросила падающего человека вверх, но и метко запулила его в ту же брешь, из которой он выпал. Вуаля! И снова здравствуйте, а ты, Капитан америка, сдохни от зависти!
А ведь у забывшей выпить галоперидол, тёти Розы есть для нас ещё целая охапка таких сюрпризов!
Но, пожалуй, главный вопрос к тёте Розе: а какого хрена в её фильме забыл летающий монстр? К основной истории он вообще никак не относится - она могла развиваться точно так же и без его участия. Вдобавок одержимость монстра секретным чемоданом Мод не имеет абсолютно никакой мотивации. Охотится, "потому что гладиолус"©, и всё!
Выглядит же это так, как если бы, например, Спилберг в "Спасти рядового Райана" заставил гоняться за отрядиком Тома Хэнкса ещё и вампира. Или ведьму. Или русалку. Или тень отца Гамлета. А мотивировал бы он это какой-нибудь нормандской легендой, даром что к данному сюжету она "не пришей к звезде рукав".
Однако то, что нельзя Спилбергу, запросто можно какой-то Лян - ну и кто из них двоих, выходит, "матери-истории" более ценен?
***
В общем, если вы думали, что бельгийская "Подлодка" и наше "Секретное оружие" - это предел маразмофильмов о Второй Мировой, то - нет. Потому что в Новой Зеландии живёт ещё Розанна Лян. Та, кто сначала пихает свои пальцы, куда нельзя, а потом ими же описывает на бумаге свои бурные фантазии. Да ещё душечку Хлою Грейс Морец заставляет в них позориться!
Ни стыда у болезной, ни совести, а нам теперь думать-гадать, как всю эту хрень развидеть!