Найти в Дзене
Шахтёр

При отпалке забоя в шахте мы чуть не влипли на глазах бригадира.

Проходческий участок. Выработку проходили на БВР – шпуры бурили навесным оборудованием на породо-погрузочной машине, ею же грузили и отпалку. Нашу «ласточку» мы называли ППМ-кой, хотя в действительности у неё другая аббревиатура – ПНБ. Но не в этом суть. Управлять машиной умели все, но навыки не у всех были одинаковы. Поэтому бригадир по каждому звену дал указание: кто лучше в звене справляется с нею, тот и будет основным «машинистом». Хотя результат заранее и так ясен – у комбайнёров навыков больше, им и рычаги в руки.

Породо-погрузочная машина с навесной бурильной установкой – аналогичная была и у нас.
Породо-погрузочная машина с навесной бурильной установкой – аналогичная была и у нас.

Однако так случилось, что мы очень долгое время работали на сверло и постепенно состав звеньев менялся без учёта МГВМ. В каком-то звене работали два комбайнёра, в каком-то не было ни одного. В нашем звене из трёх человек все оказались проходчики. По очереди встали за рычаги. Звеньевой прокатился взад-вперёд, зацепил лотком арочную крепь, вывернул круг, после чего отказался от управления «пэпээмкой» и к рычагам больше не подходил. Другому проходчику машина была более послушна, однако он тоже отказался, сославшись на уже немолодой возраст. В результате самоотводов коллег управление машиной досталась мне – самому молодому проходчику в нашем звене.

Надо сказать, общий язык я нашёл с нею довольно быстро и спустя некоторое время за рычаги дёргал на «автомате». Шпуры забуривал из любого положения и под нужным углом, отпалку выгружал чисто и ради смеха однажды бригадир принёс в забой метлу – почву подмести.

Но не я один виртуозно управлял машиной, был ещё один «машинист» с высокими показателями. И тоже молодой парнишка! На что бригадир подметил: «Молодые – лихие. Энергии через край, старикам за вами не угнаться. Вместо лопаты вам метла в руки и – вперёд!»

Как-то раз бригадир решил пройтись по всем звеньям и посмотреть у кого сколько времени уходит на бурение шпуров, отпалку, отгрузку, крепление аркой. Мы без внимания, что «бугор» после первой смены остался с нами на вторую – подобное случалось не раз, никакого подвоха не заподозрили. Остался, ну и ладно. Работаем в привычном режиме – звеньевой трамбовкой и светом показывает мне где и под каким углом забуривать шпур, наш коллега готовит крепь. Отбурили. Вскоре пришёл мастер-взрывник. Звеньевой остался в забое заряжать, мы закинули в машину лопаты, кувалду, кайло и отогнали её назад. Сами ушли метров на 30 от забоя. Бригадир с нами. Спустя немного времени пришли к нам звеньевой со взрывником. Подсоединил он к проводам свою адскую машинку, свисток (мы заткнули уши), ба-бах... и ждём, когда пройдёт пыль. И тут бригадир задаёт нам довольно-таки интересный вопрос:

– А вы датчик АГЗ убрали?

Ёлы-палы... Переглядываемся друг на друга, пожимаем плечами – никто не убирал, все напрочь забыли про чёртов датчик. Прошла пыль, взрывник говорит:

– Пошли смотреть, что там от датчика осталось.

По правилам ТБ мастер-взрывник должен идти в забой один, но какое тут – датчик распалили! Тут уж не до инструкций – пошли все.

Пришли в забой, задираем головы и... бригадир присвистнул и протяжно выдал:

– Ну вы и спецы-ы!..

Датчик целёхонький и невредимый висел на своём привычном месте под кровлей. Тут уже звеньевой не растерялся:

– А то как же? Мы ж не пальцем сделаны!

Впрочем, как не зацепило АГЗ отпалкой, мы сами удивлялись. Хотя забой отпалился нормально, отказов не было. Наверно, в тот раз нам повезло. Но были на моей памяти пару случаев в бригаде, когда удача проходила стороной...

-3