Найти в Дзене
Начни с тренировки

Перспективы и тенденции фитнес-индустрии в России

Оглавление

Описание состояния фитнес-индустрии в России. Куда и как двигаться в данной сфере услуг? Чего сейчас не хватает рынку фитнеса? Какие наиболее популярные тренды фитнеса уже пришли в Россию, и как они отразятся на развитии сферы? Прочитав статью, Вы узнаете ответы на эти вопросы.

Федерация бодибилдинга и фитнеса в России многие годы активно проводит пропаганду здорового образа жизни, спорта, правильного питания. Фитнес-индустрия в России появилась 20 лет назад, но только в последнее десятилетие замечено увеличение спроса на услуги, предоставляемые фитнес-центрами.

Актуальность фитнес-услуг в России

Учитывая потребительский спрос, российская спортивная индустрия создала недостаточное количество специализированных учреждений для занятия фитнесом.

Согласно статистическим сведениям от 2017 года, более половины россиян хотят заниматься на тренажерах с инструкторами, большинство – молодые люди от 25 до 35 лет.

Из них полноценно занимаются всего 2,5%. Исключением считается Москва, где 7% жителей посещают фитнес-клубы. Поэтому в столице открыто более 500 залов.

Рост интереса к формированию рельефа тела связан с новыми стандартами красоты. Ранее пользовалась популярностью субтильная внешность, доходящая до анорексии. Сейчас наиболее привлекательным считается подтянутое упругое тело с рельефными мышцами пресса, ног, ягодиц, спины и рук. Такой внешний вид говорит о здоровье, энергичности, стремлении к самосовершенствованию. Невозможно получить красивые формы с выраженной мускулатурой без регулярных занятий с фитнес-инструктором. Но специалистов в указанной области мало. Основной процент тех, кто ведет занятие в фитнесс-залах, прошли минимальную трехмесячную подготовку. На практике обучиться правилам и тонкостям фитнеса за столь короткий период невозможно. 

Вторая значительная проблема фитнеса в России – растущее число спортивных залов, плохо оснащенных необходимым оборудованием для полноценных занятий. Но ввиду нехватки качественных услуг в описываемой отрасли, у них есть своя клиентская база. На рынке спортивных услуг работают три компании, создавшие полноценные условия для занятий фитнесом в России:

  • Alex Fitness (60 фитнес-залов);
  • Fitness House (49 фитнес-центров);
  • «Русская фитнес-группа» (60 клубов).

Для полноценной работы спортивному клубу необходимы:

  • кардиотренажеры (беговая дорожка, велотренажер, орбитрек);
  • штанги;
  • гантели;
  • силовые тренажеры для каждой группы мышц – устройства, имеющие систему блоков и рычагов;
  • тренажеры со свободными весами, позволяющие атлетам контролировать проработку отдельных мышечных групп.

Количество указанного инвентаря рассчитывается из запланированной вместительности зала. Иначе люди будут тратить оплаченное время тренировки, ожидая очереди к тренажеру.

Фитнес в России только начал активное развитие. Основные покупатели услуг фитнес-клубов – офисные работники, бизнесмены, медийные персоны. Большинство спортивных заведений описанного типа относятся к бизнес-классу. Эконом-прослойка российской фитнес-индустрии практически свободна, хотя спрос на неё начинает расти. Согласно проведенным исследованиям 82% жителей России хотят заботиться о здоровье и красоте тела, а у 37% здоровый образ жизни ассоциируется с фитнесом. Зачастую среднему классу не доступны регулярные занятия спортом ввиду отсутствия в доступном ценовом сегменте достойных фитнес-клубов. 

Важным фактором выступает месторасположение спортзала. Часто фитнес-клубы находятся на окраине города, особенно, если заведение завлекает к себе богатых клиентов. Обеспеченные люди предпочитают заниматься спортом подальше от чужих глаз. Тем, кто пользуется общественным транспортом неудобно посещать отдаленные места.

-2

Популяризация фитнеса в России должна сопровождаться созданием сетей фитнес-клубов с:

  • умеренными ценами;
  • инвентарем;
  • инструкторами-профессионалами. 

Первоначальные вложения быстро окупятся благодаря высокому интересу крупной социальной прослойки страны.

Атлетизм и бодибилдинг

Превалирующее число российских мужчин, выбравших для себя занятие фитнесом, предпочитают бодибилдинг. Силовые упражнения предполагают набор мышечной массы у спортсмена. Новым конкурентом бодибилдинга стал атлетический фитнес.

Он делает упор на создание красивого рельефа тела. Главная цель атлетического фитнеса – прокачать все группы мышц. Достичь полноценной проработки без каждодневного посещение спортзала невозможно. Главное условие увеличения объема мышц – умеренный стресс тела, стимулирующий выделение гормона роста. Если отсутствует регулярная нагрузка, мышечная масса увеличиваться не будет. Одно занятие в неделю приведет к несущественному сжиганию калорий. Осложняется процесс формирования рельефа тела тем, что проводить подряд несколько тренировок, направленных на одну группу мышц, нельзя. Это приведет к сильным повреждениям мышечной ткани. Оптимальное решение – ежедневные тренировки, подразумевающие проработку разных групп мышц по расписанию. Исключение – мышцы пресса. Рекомендуется не делать длительных перерывов при их прокачке.

С увеличением желающих заниматься атлетическим фитнесом, число клиентов фитнес-клубов повысилось. Но такие тренировки должен вести опытный человек, понимающий все тонкости спортивных занятий. Оценить уровень профессионализма спортсмена можно благодаря регулярно проводимым соревнованиям по атлетическому фитнесу. 

Женский фитнес в России

52% посетителей российских фитнес-клубов – женщины. Прекрасная половина человечества всегда интересуется созданием идеального тела. Девушки редко предпочитают напряженные силовые тренировки. Чаще выбор женщин падает на кардиотренировки или групповые занятия с тренером.

Демонстрируют достижения женщины на конкурсах по фитнес-бикини. Жюри оценивает пропорциональность форм, равномерность проработки мышц, процент жира в организме.

В 2017 году победительницей такого конкурса стала 26-летняя жительница Красноярска Ксения Романова. Девушка не первый год участвует в подобных состязаниях. Спортивная карьера Ксении началась в 2012 году. Теперь фитнес-модель стала эталоном спортивной внешности для женщин России.

-3

Тренды в фитнес-бизнесе

С 2015-2016 годов потенциальными клиентами спортивных центров стали представители поколения миллениалов. Создавая долгосрочную бизнес-стратегию, придется ориентироваться на психологические особенности молодежи. 

Миллениалам свойственен отказ от погони за статусом. Поколение нулевых предпочитает вкладывать только в то, что быстро приносит пользу, избегает ответственности, легко принимает изменения, стремится к свежим впечатлениям. Молодые люди прекрасно владеют информационным пространством интернета. Им хватит 10 минут, чтобы сравнить условия ряда заведений и выбрать подходящее по интересам, нуждам, ценовой политике. 

Как следствие фитнес-клубам необходимо предоставлять обновленный спектр услуг. Чтобы привлечь внимание миллениалов потребуется:

  • Создать гибкий график посещений, возможно и ночную смену. Молодые люди находят работу, позволяющую перейти на нестандартный режим дня. 
  • Реклама, ориентированная на социальные сети. Через интернет-ресурсы для общения происходит формирования интереса и мнений молодежи.
  • Проведение онлайн-тренировок. Например, стримы на интернет-платформах.
  • Вариативный пакет услуг, включающий создание индивидуального курса занятий, а не покупку стандартизированных версий с фиксированным количеством часов.
  • Психологическая подготовка тренеров. Молодое поколение ценит результат и полученные во время занятий эмоции. Поэтому важно создать дружелюбную атмосферу тренировок. Особо ценятся персональные инструкторы, способные выполнять часть обязанностей психолога и диетолога.
  • Стретчинг. Растяжка приобрела необыкновенную популярность среди женщин. Девушки жаждут овладеть гибкостью балерин.
  • Бассейн и массаж. После тяжелых силовых упражнений спортсмены расслабляют свои мышцы. Немногим людям захочется бежать на другой конец город, чтобы пройти релакс-процедуры. Предоставив клиентам возможность поплавать или посетить массажиста, фитнес-клуб получит дополнительную статью дохода.
  • Занятия по восточным практикам. йога до сих пор популярнее чем занятия фитнесом. Но никто не запрещает объединять эти два способа заботы о своем теле. 
  • Маленькие группы. Ценится индивидуальный подход. Если на занятии 3-4 человека, тренер уделит больше внимания каждому клиенту. 
  • Нестабильные поверхности. Не так давно приобрели популярность тренировки с использованием подвешенных или двигающихся платформ. Такие занятия при выполнении стандартных упражнений требуют большей концентрации, тренируют способность удерживать равновесие, помогают научиться лучше контролировать тело в пространстве.

Пропаганда фитнеса

Первые качалки в России появились в начале 90-х годов прошлого столетия. Заведения имели примитивный инвентарь, ассоциировались с криминальными элементами. Эта историческая особенность зарождения индустрии надолго отвернула от спортивных залов многих потенциальных клиентов. Рекламные акции должны продемонстрировать сильных, привлекательных людей, получающих удовольствие от жизни во время фитнес-тренировки.

Привлечение клиентов небольших городов возможно благодаря продуманной маркетинговой компании. Реклама должна сообщить, что занятия фитнесом имеют массу положительных последствий:

  • здоровое подтянутое тело;
  • сила духа;
  • увеличение выносливости;
  • развитие гибкости.

Важно объяснить, что фитнес не сопряжен с приемом химических препаратов, нарушающих работу внутренних органов. Напротив, занятия с использованием тренажеров – отличная профилактика ряда заболеваний:

  • атеросклероза;
  • диабета;
  • атроза;
  • остеохондроза;
  • гипертонии;
  • гипотомии;
  • варикоза;
  • ишемии;
  • болезней сосудов;
  • нервных расстройств;
  • ожирения.
-4

Благодаря фитнесу улучшается работа кровеносной, нервной, пищеварительной и дыхательной систем организма.

Фитнес-индустрия России обладает огромным потенциалом. Тенденция к популяризации здорового образа жизни пробудила у основной платежеспособной прослойки населения страны интерес к занятию спортом. Это создает платформу для сильной и здоровой конкуренции. Отрасли не хватает специалистов, продуманной пиар-стратегии и быстрой реализации модных фитнес-идей.