Одной из наиболее частых причин технических катастроф является, так называемый, "человеческий фактор". Невероятная и нелепая морская трагедия произошла в конце 80-х годов в проливе Ла-Манш с паромом Herald of Free Enterprise.
6 марта 1987 года восьми палубный автомобильно-пассажирский паром длинной 132 метра стоял в Бельгийском порту Зембрюгге. В этот день на его борт поднялись 459 пассажиров. Экипаж судна был полностью укомплектован и насчитывал 80 человек.
Погрузка автомобилей осуществлялась через носовые ворота, как у большинства паромов такого типа. На автомобильной палубе разместилось 47 грузовиков, 3 автобуса и 81 легковой автомобиль.
В 18:05 паром вышел из порта Зембрюгге и направился в английский порт Дувр. Спустя всего 23 минуты, находясь в километре от берега, паром завалился на левый борт и опрокинулся. К счастью, это произошло на мелководье и правый борт оставался над водой.
Катастрофа застала врасплох команду и пассажиров судна. Паром затонул всего за 90 секунд. Вода быстро добралась до генераторов и освещение исчезло. Большое количество людей оказалось заблокировано в каютах.
Спасательная операция началась немедленно, в ней приняли участие военно-морские корабли Бельгии и вертолеты. Несмотря на это 193 человека погибли в холодных водах пролива. Температура воды тем вечером не превышала +3 градусов Цельсия.
Общество было шокировано произошедшим. Люди не могли понять, как современное надежное судно могло опрокинуться при спокойных погодных условиях. Что стало причиной трагедии?...
Разгадка шокировала мир не менее, чем сам факт трагедии. Выяснилось, что после завершения погрузки, носовые двери просто не были закрыты и паром вышел в море с открытыми дверьми. Сразу набрав скорость, паром стал зачерпывать воду.
Конструкция парома такова, что автомобильные палубы не имеют водонепроницаемых переборок и вода в огромных количествах беспрепятственно заполняла грузовое пространство.
Визуально, с капитанского мостика невозможно установить факт закрытия носовых дверей. Какой-либо индикации указывающей на то, что аппарель открыта, на пароме не было. Камеры видеонаблюдения отсутствовали.
Проведенным расследованием было установлено, что в результате халатного отношения членов экипажа к своим обязанностям и спешке при погрузке и отплытии носовую аппарель просто-напросто не закрыли.
Такое нелепое объяснение кажется невероятной и неправдоподобной причиной случившегося. Но факт остается фактом. Herald of Free Enterprise навсегда вписал своё имя в историю морских катастроф.