Этот винтовой добряк способен покорить даже самое неприступное сердце. И не зря - он полностью заслуживает оказываемое ему доверие. Мало какой самолёт может сравниться с Ил-18 по надёжности и продолжительности лётной жизни.
Все Ил-18 были построены в одном месте - на заводе «Знамя труда» практически в центре Москвы - на Ходынском поле. Можно сказать, что это самый «московский» из пассажирских самолётов. Не даром первый экземпляр Ил-18 имел собственное имя «Москва». Все 719 самолётов этого семейства собраны руками москвичей.
Высокие качества самолёта по достоинству смогли оценить не только граждане нашей страны. Ил-18 поставлялись в дружественные ГДР, Польшу, Венгрию, Румынию, Нигерию и Кубу.
Первый из восьми Ил-18, которые СССР передал Венгрии, сохранился до наших дней в музее «Аэропарк» рядом с аэропортом имени Ференца Листа в Будапеште. Это самый старый из сохранившихся самолётов модификации Ил-18В в мире.
Самолёт прибыл в Венгрию в 1960 году, получил бортовой номер HA-MOA и начал совершать регулярные рейсы компании Malév. Первый рейс был выполнен в обратном направлении - в Москву.
Вот такие кресла стояли в самолёте первоначально. Салон был рассчитан на 89 человек. Позже установили другие кресла, более похожие на современные, и число мест увеличилось до 105.
Последний гражданский рейс этот Ил-18 совершил 1 апреля 1977 года из Праги в Будапешт, ровно спустя 17 лет после начала использования. После этого он был не списан, а переоборудован в грузовой вариант. Из салона убрали кресла, багажные полки, буфет, часть перегородок. На полу разметили площадки для размещения груза.
В хвосте был оставлен небольшой закуток с туалетом и гардеробом. Доступа в него сейчас нет.
Грузовиком HA-MOA проработал до 1987 года, а в 1991 году был передан музею. Так как в самолёте отсутствуют кресла, здесь удалось разместить огромную витрину с историческими артефактами.
Перед самой кабиной расположены пять кресел для сопровождающих груз или для сменного экипажа.
Вот и кабина. Для обычных посетителей она закрыта стеклянной дверью, но доступна с гидом. Экипаж сокращённый - отсутствуют места бортинженера и радиста.
Рабочее место штурмана. На столе разложены карты.
Бывшее рабочее место бортрадиста. На полке складирована разная документация.
Взял наугад случайный документ. Это оказалась напечатанная на русской печатной машинке инструкция по обслуживанию колеса передней ноги шасси.
Тут вообще смешение языков. Некоторые надписи переведены на венгерский, некоторые оставлены русскими.
Электрощиток лётчиков.
Канат аварийного покидания кабины. При необходимости он выбрасывается в форточку, и по нему пилоты могут вылезти из самолёта, если другие способы покинуть самолёт невозможны.
На цепочке висит резиновая пробочка дренажного отверстия для стока влаги из лотка под форточкой. Дырка ведёт прямо наружу, поэтому в полёте пилоты часто открывали её, чтобы покурить. Воздух из салона вместе с дымом и пеплом мгновенно высасывало наружу.
Штурвал командира корабля. Как и на большинстве остальных Ил-18, оригинальный пластик рассыпался, но штурвалы были восстановлены реставраторами музея. Чёрный руль передней ноги шасси восстановить не удалось.
В мастерской музея мне показали форму, с помощью которой отлили новый пластик.
Так выглядит кабина днём.
А так - в «Ночь Музеев», когда сотрудники музея включают питание сигнальных лампочек и ультрафиолетовую лампу, установленную на потолке.
Для тех, кто долистал до конца - загадка.
Где я сделал следующий кадр?