Найти тему
Советская авиация

Очень надёжный самолёт Ил-18

Этот винтовой добряк способен покорить даже самое неприступное сердце. И не зря - он полностью заслуживает оказываемое ему доверие. Мало какой самолёт может сравниться с Ил-18 по надёжности и продолжительности лётной жизни.

Все Ил-18 были построены в одном месте - на заводе «Знамя труда» практически в центре Москвы - на Ходынском поле. Можно сказать, что это самый «московский» из пассажирских самолётов. Не даром первый экземпляр Ил-18 имел собственное имя «Москва». Все 719 самолётов этого семейства собраны руками москвичей.

Высокие качества самолёта по достоинству смогли оценить не только граждане нашей страны. Ил-18 поставлялись в дружественные ГДР, Польшу, Венгрию, Румынию, Нигерию и Кубу.

Первый из восьми Ил-18, которые СССР передал Венгрии, сохранился до наших дней в музее «Аэропарк» рядом с аэропортом имени Ференца Листа в Будапеште. Это самый старый из сохранившихся самолётов модификации Ил-18В в мире.

-2

Самолёт прибыл в Венгрию в 1960 году, получил бортовой номер HA-MOA и начал совершать регулярные рейсы компании Malév. Первый рейс был выполнен в обратном направлении - в Москву.

-3

Вот такие кресла стояли в самолёте первоначально. Салон был рассчитан на 89 человек. Позже установили другие кресла, более похожие на современные, и число мест увеличилось до 105.

-4

Последний гражданский рейс этот Ил-18 совершил 1 апреля 1977 года из Праги в Будапешт, ровно спустя 17 лет после начала использования. После этого он был не списан, а переоборудован в грузовой вариант. Из салона убрали кресла, багажные полки, буфет, часть перегородок. На полу разметили площадки для размещения груза.

-5

В хвосте был оставлен небольшой закуток с туалетом и гардеробом. Доступа в него сейчас нет.

-6

Грузовиком HA-MOA проработал до 1987 года, а в 1991 году был передан музею. Так как в самолёте отсутствуют кресла, здесь удалось разместить огромную витрину с историческими артефактами.

-7
-8
-9

Перед самой кабиной расположены пять кресел для сопровождающих груз или для сменного экипажа.

-10

Вот и кабина. Для обычных посетителей она закрыта стеклянной дверью, но доступна с гидом. Экипаж сокращённый - отсутствуют места бортинженера и радиста.

-11

Рабочее место штурмана. На столе разложены карты.

-12

Бывшее рабочее место бортрадиста. На полке складирована разная документация.

-13

Взял наугад случайный документ. Это оказалась напечатанная на русской печатной машинке инструкция по обслуживанию колеса передней ноги шасси.

-14

Тут вообще смешение языков. Некоторые надписи переведены на венгерский, некоторые оставлены русскими.

-15

Электрощиток лётчиков.

-16

Канат аварийного покидания кабины. При необходимости он выбрасывается в форточку, и по нему пилоты могут вылезти из самолёта, если другие способы покинуть самолёт невозможны.

-17

На цепочке висит резиновая пробочка дренажного отверстия для стока влаги из лотка под форточкой. Дырка ведёт прямо наружу, поэтому в полёте пилоты часто открывали её, чтобы покурить. Воздух из салона вместе с дымом и пеплом мгновенно высасывало наружу.

-18

Штурвал командира корабля. Как и на большинстве остальных Ил-18, оригинальный пластик рассыпался, но штурвалы были восстановлены реставраторами музея. Чёрный руль передней ноги шасси восстановить не удалось.

-19

В мастерской музея мне показали форму, с помощью которой отлили новый пластик.

-20

Так выглядит кабина днём.

-21

А так - в «Ночь Музеев», когда сотрудники музея включают питание сигнальных лампочек и ультрафиолетовую лампу, установленную на потолке.

-22

Для тех, кто долистал до конца - загадка.

Где я сделал следующий кадр?

-23