Психическое заболевание - всегда серьезное дело. Но когда человек, совершающий самоубийство, имеет доступ к самолету, результаты становятся еще более разрушительными. Советский Ан-2 является одним из самых популярных легких самолетов во всем мире. Небольшой биплан с не убирающимся шасси, по прозвищу «Кукурузник», он включен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет в мире, который выпускается более 60 лет (с 1947 года); кроме СССР, он выпускался в Китае и Польше и поставлялся еще в десятки стран.
На Ан-2 легко летать и популярен благодаря своей универсальности. Он участвовал в военных действиях (включая Корейскую войну 1950-1953 годов и гражданскую войну 2011 года в Ливии), а также использовался в совершенно мирных целях: он предоставил удобный способ для опрыскивания полей химикатами и транспортировки грузов и пассажиров, в том числе в отдаленные пункты назначения, где более крупные самолеты не смогли бы приземлиться.
Также, как показывают два трагических инцидента, произошедших в Ворошиловграде (ныне - Луганск) в 1972 году и в Новосибирске в 1976 году, Ан-2 дважды использовался как обычное орудие убийства.
Случай 1: Ворошиловград
Утром 27 марта 1972 года капитан самолета Тимофей Шовкунов должен был лететь по обычному маршруту из Ворошиловграда в соседний город Сватово. Узнав, что рейс был отменен из-за погодных условий, он сказал своим коллегам, что поедет позавтракать. Вместо этого он взял ключи от самолета Ан-2, получил разрешение от наземного члена экипажа и, запустив двигатели, взлетел.
Авиадиспетчерская служба и службы аэропорта все еще пытались выяснить, куда ушел Шовкунов, когда из Ворошиловграда пришло известие о том, что здание протаранил самолет. Шовкунов погиб, разбив Ан-2 в собственной квартире на втором этаже. «Судя по всему, он хотел свести счеты не только с жизнью, но и со зданием, в котором он был несчастлив», - пишет газета «КП Украина».
Шовкунов знал, что в квартире никого нет - накануне он поссорился с женой, и она ушла, забрав с собой сына. До тех пор пара часто ссорилась. Кроме того, психическое состояние пилота оставляло желать лучшего. «Инцидент был вызван самоубийством пилота в результате психопатической реакции на семейные проблемы», - так лаконично резюмирует архив «Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России».
Позже жена Шовкунова сказала, что он неоднократно угрожал использовать самолет, чтобы убить себя. В то же время пилот умело скрывал свои психические проблемы от коллег - пока не стало слишком поздно.
Дело 2: Новосибирск
С 1971 года пилот из Новосибирска Владимир Серков страдал от приступов эпилепсии. Впоследствии он выпал из автобуса и повредил голову, но скрывал постоянные головные боли от врачей, потому что боялся потерять работу. И, как и у Тимофея Шовкунова, у него были семейные проблемы.
Пилот вел себя все более иррационально и все время терял самообладание, выражая свой гнев на свою жену Татьяну. Он предпринял несколько попыток самоубийства, и в итоге пара подала на развод, и жена переехала с ребенком к родителям. 25 сентября 1976 года Серков увидел свою жену со знакомым возле здания, где жили родители Татьяны, и, злой от ревности, ударил ее. Той ночью он решил убить не только себя, но и своих родителей и сына.
Он отправился на аэродром и взлетел на чужом самолете, используя поддельное разрешение на полет. Несколько минут спустя, отвечая на нервные вопросы авиадиспетчера, он сухо ответил, куда направляется: «Посмотри на меня по адресу № 43/1 на Степной улице. Прощай». Это был дом родителей Татьяны, где она временно жила с их сыном. Серков протаранил стену здания между вторым и третьим этажами. Он был убит мгновенно во взрыве. Разразился ужасный пожар, в результате которого погибли четыре соседа, в том числе трое маленьких детей. Семьи Серкова не было дома в то время.
До 2001 года всё это находилось под грифом Совершенно секретно. А жители домов, которые протаранил самолет, до сих пор не любят об этом говорить.
Спасибо за то, что дочитали до конца эту статью. Возможно она вам понравилась. Оцените её лайком. Автору очень интересны ваши комментарии. Подпишитесь на канал и будете получать каждый день новые исторические факты.