27 марта 1977 года, Канарские острова.
В аэропорту Гран-Канария произошел теракт. Несмотря на то, что бомба взорвалась в зале ожидания, лишь несколько человек получили осколочные ранения. Аэропорт закрылся на время устранения последствий взрыва. На это время функцию запасного аэродрома стал выполнять соседний Лос-Родеос.
Это аэропорт на острове Тенерифе. Скоро здесь случится авиакатастрофа, которая потрясет мир.
Лос-Родеос маленький аэропорт с одной ВПП. Диспетчеры не привыкли работать с таким объемом воздушного движения. Это выходной день и на вышке находится всего двое специалистов
12:00 Боинг 747 авиакомпании Pan American с позывным PA1736 вылетает из Лос-Анджелеса.
12:30 Капитан получает сообщение о взрыве бомбы в аэропорту назначения и необходимости ухода на запасной. Топлива на борту достаточно и есть возможность переждать в зоне ожидания в районе аэродрома, но диспетчер командует экипажу отправляться на посадку в Лос-Родеос.
13:38 В аэропорту совершает посадку голландский рейс. Это также Боинг 747 авиакомпании KLM. Позывной KLM4805.
14:15 Выполняет посадку PA1736. Теперь все ждут открытия Гран-Канария.
В аэропорту скопилось множество самолетов. Места было так мало, что некоторые стояли на рулежных дорожках.
Спустя почти 4 часа Гран-Канария возобновил прием рейсов.
KLM4805 стоял перед американским боингом. Его капитан решил произвести заправку. Ему еще предстояло лететь в Амстердам в этот же день. Он решил сэкономить время.
Для PA1736 это вылилось в еще получасовую задержку. Два огромных самолета попросту не смогли бы разъехаться.
16:56 Дозаправка закончена. KLM просит вырулить на взлет.
16:58 Диспетчер дает разрешения на выруливание.
На аэропорт опускается туман. Видимость резко снижается.
Голландский борт получает указание от диспетчера рулить до конца полосы и там развернуться на 180 градусов. После этого ожидать разрешения на взлет.
Со своей вышки диспетчеры из-за густого тумана не видят самолеты. Локатора обзора летного поля у них также нет. Им приходится полагаться только на радиосвязь.
17:05 KLM4805 готов к взлету
17:06 Капитан голландского боинга отпускает тормоза и начинает разбег на встречу рейсу Pan American. Расстояние между ними 1400 метров.
17:06:18 Диспетчер выдает команду KLM ожидать, но вопреки указанию капитан разгоняет самолет.
17:06:45 Второй пилот PA1736 видит мчащийся навстречу Боинг. Командир дает полный гази пытается резко свернуть влево с полосы.
17:06:50 KLM4805 почти совершил взлет, но задевает обшивкой правого двигателя фюзеляж американского самолета. Этого оказывается достаточно. Происходит серия мощных взрывов.
Теперь давайте попробуем разобраться как же так получилось.
Почему самый опытный пилот авиакомпании KLM начал движение без разрешения?
Каким образом летчики Pan American пропустили третий поворот с полосы?
Как мы видим на картинке, третий поворот находится под острым углом к направлению движения. Для Боинга 747 выполнить его невозможно. Пилоты решили продолжить движение до следующего поворота.
Кроме того, в момент прохождения третьего поворота экипаж PA1736 отвлекается на доклад капитана KLM4805 о выполнении разворота и готовности к взлету. Американский пилот вклинивается в эфир и говорит, что они еще не освободили полосу.
Одновременно с американцем указание об ожидании для KLM дает диспетчер вышки. По роковому стечению обстоятельств голландец слышит только обрывок фразы после продолжительного шума: "....OK!"
Это объясняет почему он начинает движение. Второй пилот KLM4805 сомневается. Он говорит капитану: "Подожди! Нам не разрешили взлет!"
Капитан резко отвечает: "Дали! Можешь сам спросить." Пока второй пилот запрашивает повторное разрешение, капитан разгоняет самолет.
Но самое удивительное открытие у нас остается напоследок.
За несколько секунд до столкновения в эфире звучит радиообмен:
Диспетчер: "PA1736, сообщите об освобождении полосы"
Пилот PA1736: "Хорошо, сообщу"
В кабине KLM4805 это прекрасно слышно! Но встревожился только бортинженер. Он спрашивает капитана: "PA1736 еще полосу не освободил?" Капитан вновь уверенно отвечает: "Освободил, освободил!"
До столкновения остаются мгновения. Финальным фактором стала увеличенная из-за дозаправки масса голландского воздушного судна. Почти взлетев, он задевает американский боинг своим правым двигателем.
Итоги:
Разбирая подобные случаи зачастую удивляешься тому факту, что участники не вчерашние выпускники летных учебных заведений. Это опытные пилоты с тысячами часов налета. Однако самоуверенность очень опасное чувство.
Вновь мы можем наблюдать, что к событию привела целая цепочка случаев и нарушений:
- Теракт в аэропорту Гран-Канария;
- Капитан KLM4805 решил произвести дозаправку перед вылетом;
- PA1736 был назначен неудобный поворот;
- Сообщения диспетчера и летчика PA1736 слились в одно у командира KLM4805;
- Авторитет самого опытного пилота Голландии никто из экипажа не смел оспорить;
- Сильнейший туман,опустившийся менее чем за час до события.
В этой катастрофе погибло 583 человека и было ранено еще 61. Исключить всего один фактор и пол-тысячи людей остались бы в живых. По сей день катастрофа остается крупнейшей по числу жертв в истории авиации.
В аэропорту Лос-Родеос установлен мемориал в память о том событии.
Подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх, впереди еще много интересных статей!
В следующей статье я хотел бы рассказать об аналогичной катастрофе, только уже на территории Советского Союза.
Хорошего Вам дня!
Текст: Александр Сергеевич