Найти в Дзене
Авиадиспетчер

Авиакатастрофа на Тенерифе

27 марта 1977 года, Канарские острова.

В аэропорту Гран-Канария произошел теракт. Несмотря на то, что бомба взорвалась в зале ожидания, лишь несколько человек получили осколочные ранения. Аэропорт закрылся на время устранения последствий взрыва. На это время функцию запасного аэродрома стал выполнять соседний Лос-Родеос.

Это аэропорт на острове Тенерифе. Скоро здесь случится авиакатастрофа, которая потрясет мир.

Лос-Родеос маленький аэропорт с одной ВПП. Диспетчеры не привыкли работать с таким объемом воздушного движения. Это выходной день и на вышке находится всего двое специалистов

12:00 Боинг 747 авиакомпании Pan American с позывным PA1736 вылетает из Лос-Анджелеса.

12:30 Капитан получает сообщение о взрыве бомбы в аэропорту назначения и необходимости ухода на запасной. Топлива на борту достаточно и есть возможность переждать в зоне ожидания в районе аэродрома, но диспетчер командует экипажу отправляться на посадку в Лос-Родеос.

13:38 В аэропорту совершает посадку голландский рейс. Это также Боинг 747 авиакомпании KLM. Позывной KLM4805.

14:15 Выполняет посадку PA1736. Теперь все ждут открытия Гран-Канария.

Огромный Боинг 747 авиакомпании KLM. Такой же самолет выполнял рейс и у Pan American
Огромный Боинг 747 авиакомпании KLM. Такой же самолет выполнял рейс и у Pan American

В аэропорту скопилось множество самолетов. Места было так мало, что некоторые стояли на рулежных дорожках.

Спустя почти 4 часа Гран-Канария возобновил прием рейсов.

KLM4805 стоял перед американским боингом. Его капитан решил произвести заправку. Ему еще предстояло лететь в Амстердам в этот же день. Он решил сэкономить время.

Для PA1736 это вылилось в еще получасовую задержку. Два огромных самолета попросту не смогли бы разъехаться.

16:56 Дозаправка закончена. KLM просит вырулить на взлет.

16:58 Диспетчер дает разрешения на выруливание.

На аэропорт опускается туман. Видимость резко снижается.

Голландский борт получает указание от диспетчера рулить до конца полосы и там развернуться на 180 градусов. После этого ожидать разрешения на взлет.

Со своей вышки диспетчеры из-за густого тумана не видят самолеты. Локатора обзора летного поля у них также нет. Им приходится полагаться только на радиосвязь.

17:05 KLM4805 готов к взлету

17:06 Капитан голландского боинга отпускает тормоза и начинает разбег на встречу рейсу Pan American. Расстояние между ними 1400 метров.

17:06:18 Диспетчер выдает команду KLM ожидать, но вопреки указанию капитан разгоняет самолет.

17:06:45 Второй пилот PA1736 видит мчащийся навстречу Боинг. Командир дает полный гази пытается резко свернуть влево с полосы.

17:06:50 KLM4805 почти совершил взлет, но задевает обшивкой правого двигателя фюзеляж американского самолета. Этого оказывается достаточно. Происходит серия мощных взрывов.

-3

Теперь давайте попробуем разобраться как же так получилось.

Почему самый опытный пилот авиакомпании KLM начал движение без разрешения?

Каким образом летчики Pan American пропустили третий поворот с полосы?

Схема события
Схема события

Как мы видим на картинке, третий поворот находится под острым углом к направлению движения. Для Боинга 747 выполнить его невозможно. Пилоты решили продолжить движение до следующего поворота.

Кроме того, в момент прохождения третьего поворота экипаж PA1736 отвлекается на доклад капитана KLM4805 о выполнении разворота и готовности к взлету. Американский пилот вклинивается в эфир и говорит, что они еще не освободили полосу.

Одновременно с американцем указание об ожидании для KLM дает диспетчер вышки. По роковому стечению обстоятельств голландец слышит только обрывок фразы после продолжительного шума: "....OK!"

Это объясняет почему он начинает движение. Второй пилот KLM4805 сомневается. Он говорит капитану: "Подожди! Нам не разрешили взлет!"

Капитан резко отвечает: "Дали! Можешь сам спросить." Пока второй пилот запрашивает повторное разрешение, капитан разгоняет самолет.

Но самое удивительное открытие у нас остается напоследок.

За несколько секунд до столкновения в эфире звучит радиообмен:

Диспетчер: "PA1736, сообщите об освобождении полосы"
Пилот PA1736: "Хорошо, сообщу"

В кабине KLM4805 это прекрасно слышно! Но встревожился только бортинженер. Он спрашивает капитана: "PA1736 еще полосу не освободил?" Капитан вновь уверенно отвечает: "Освободил, освободил!"

До столкновения остаются мгновения. Финальным фактором стала увеличенная из-за дозаправки масса голландского воздушного судна. Почти взлетев, он задевает американский боинг своим правым двигателем.

Итоги:

Разбирая подобные случаи зачастую удивляешься тому факту, что участники не вчерашние выпускники летных учебных заведений. Это опытные пилоты с тысячами часов налета. Однако самоуверенность очень опасное чувство.

Вновь мы можем наблюдать, что к событию привела целая цепочка случаев и нарушений:

  • Теракт в аэропорту Гран-Канария;
  • Капитан KLM4805 решил произвести дозаправку перед вылетом;
  • PA1736 был назначен неудобный поворот;
  • Сообщения диспетчера и летчика PA1736 слились в одно у командира KLM4805;
  • Авторитет самого опытного пилота Голландии никто из экипажа не смел оспорить;
  • Сильнейший туман,опустившийся менее чем за час до события.

В этой катастрофе погибло 583 человека и было ранено еще 61. Исключить всего один фактор и пол-тысячи людей остались бы в живых. По сей день катастрофа остается крупнейшей по числу жертв в истории авиации.

-5

В аэропорту Лос-Родеос установлен мемориал в память о том событии.

Подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх, впереди еще много интересных статей!
В следующей статье я хотел бы рассказать об аналогичной катастрофе, только уже на территории Советского Союза.

Хорошего Вам дня!

Текст: Александр Сергеевич