Работы над новым грузовиком на ЗИСе были начаты в 1953 году, в 1956 году уже появился первый опытный образец, казалось, до новой модели ЗИЛу осталось 3-4 года, но реальность оказалась сложнее и выпуск новой модели постоянно откладывался.
В 1962 году Н. С Хрущев подверг критике Завод имени Лихачева за серьезное отставание в разработках новой техники. Основные силы завод бросал на модернизацию текущего модельного ряда, при этом срывая сроки разработки новых моделей. При этом модель ЗИЛ-130 уже прошла все госиспытания и готовилась к запуску в производство, но сроки постоянно отодвигались.
Усложнялась задача запуска 130-ки тем, что все приходилось делать без остановки конвейера.
Переходу на новую модель сопутствовала первая масштабная техническая реконструкция: с 17 до 68 км увеличилась протяженность конвейерных линий. Следующую масштабную модернизацию завод пережил уже в 1972 году, когда протяженность линий увеличилась до 108 км, причем 26 составили самые на тот момент прогрессивные толкающие конвейеры.
При первой реконструкции задались целью смены станочного парка на современный с числовым управлением и высокой автоматизацией: только переход на современные станки позволил бы обеспечить народное хозяйство необходимым количеством грузовиков.
Основные работы по реконструкции проходили в цехе коробок передач, это было необходимо для освоения КПП нового поколения.
Но главная проблема с задержкой выпуска новой модели была не в реконструкции, а в том, что принципиально новая модель требовала изготовления 8 тысяч приспособлений, 2400 холодных штампов, 1830 пресс-форм, около 20 тысяч наименований режущего и специнструмента. Инструментальный цех попросту не справлялся с таким большим объемом работы, а уровень развития промышленности был таков, что другие заводы помочь ЗИЛу были не способны.
Внедрение новой модели и отработку новых решений проводили пошагово - по мере готовности новых узлов их устанавливали на выпускавшиеся тогда серийные ЗИЛ-164А и ЗИЛ-157К, лишь на окончательной стадии полностью перешли к производству новой модели. К слову, эта практика и тогда уже имела применение, и сейчас без нее не обходится.
Несмотря на планы начать в конце 1962 года производство новой модели, до конца года было сделано лишь 5 грузовиков, которые отправились на опытную эксплуатацию на Ярославский шинный завод. В 1963 году завод начал выпускать ЗИЛ-130, но по-прежнему сдерживала не завершившаяся реконструкция завода. Лишь в 1964 году началось полноценное серийное производство модели, которой было суждено стать самой массовой в истории завода. Таким образом, более 10 лет ушло у завода на переход на новую модель.
В целом же эта модель стала последней масштабной работой с нуля для ЗИЛовцев - лишь в середине 90-х был выпущен "Бычок", который являлся разработанной с нуля моделью, а вот все последователи ЗИЛ-130 отличались незначительно: на них ставился тот же двигатель, КПП, они были построены на шасси ЗИЛ-130
50 лет прожило шасси ЗИЛ-130 на конвейере, претерпевая за это время лишь незначительные изменения.
Сам же ЗИЛ-130 стал самой массовой моделью завода - до развала СССР было выпущено более 3 миллионов автомобилей этой марки различных модификаций.
Кстати, о масштабной модернизации Завода имени Лихачева мы рассказывали ранее - почитать можно здесь
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, впереди нас ждет много интересного!