Первые примитивные тормозные системы появились на гужевых повозках и представляли собой рычаги оказывающие обратное усилие прямо на колесо. Рычаг был обычно деревянным, редко мог быть обит каким-то материалом. Любое попадание влаги ухудшало фрикционный эффект до нуля. Износостойкость также была низкой.
Переход к механическим транспортным средствам потребовал внедрение тормозного механизма более сложной конструкции и лучшей эффективности.
Первым нововведением стали колодки, которые находились по двум сторонам обода колеса. Они уже имели простейшие накладки, чаще из кожи. Эффективность и ремонтопригодность выросла. Дождь же рубил эту технологию на корню.
Следующим этапом можно считать появление допотопных дисковых тормозов, которые оснащались медными накладками и при торможении выдавали симфонию скрипов. Из-за посторонних звуков эту конструкцию забросили.
Далее были изобретены тормоза ленточного типа. Лента опоясывала тормозной барабан.
Одновременно появились тормозные барабанные системы. Представляли собой пустотелый цилиндр и колодки повторяющие его форму. Эффективность нововведения позволила просуществовать этой системе, как основной до конца 20 века.