Практически во всех фантастических фильмах все летательные аппараты, будь то космические бои или сражения в атмосфере планет, обладают вертикальным взлетом. Концепция вертикального взлета очень привлекательна для военных целей, так как в этом случае истребителям и бомбардировщикам не требуется хорошо оборудованных взлетных полос. А для морской авиации это вообще находка, так как площадь авианосцев можно существенно уменьшить и разместить больше самолетов на борту. Попытки создания перспективного реактивного самолета были во многих странах и СССР не стал исключением. В данной статье будут рассмотрены самолеты вертикального взлета СССР.
1. Первый реактивный самолет вертикального взлета.
Первым самолетом был Як-36. Он обладал довольно необычной внешностью. Самолет строился как опытная модель для отработки вертикального взлета и никогда серийно не производился, так как обладал малой грузоподъемностью, и низкой устойчивостью при вертикальном взлете. Не совсем удачный центр тяжести машины пришлось компенсировать носовым и хвостовым соплами.
Причем соотношение тяги сопел и основного двигателя пришлось регулировать опытным путем. Впервые на всеобщее обозрение данный самолет представили в Домодедово в 1967 году, полет которого запечатлен на данном видео:
Многотысячной публике были продемонстрированы уникальные свойства этого самолета. Всего было создано 4 самолета.
2. Серийный самолет в Як-38
Следующим самолетом был Як-38, совершивший свой первый полет в 1970 году. Он базировался на тяжелых авианесущих крейсерах. Примечательно, что у самолета не было собственной РЛС, поэтому использование в качестве истребителя было невозможно.
Данный летательный аппарат уже обладал неплохой боевой нагрузкой до 1000 кг. Самым интересным в этом самолете было наличие трех двигателей, два из них отвечали за вертикальный взлет. Самолет обладал, передовой для того времени, автоматической системой катапультирования. Она самостоятельно принимала решение об эвакуации летчика в случае нештатных ситуаций, и смогла спасти множество жизней. Взлет Як-38:
Самолетом было очень сложно управлять, так как он сочетал в себе черты как самолета так и вертолета. Не все летчики, привыкшие к стандартному взлету с пробегом, смогли освоить вертикальный взлет. Самолет стал самым аварийным в истории советской авиации. Всего было создано 230 самолетов. В 1991 году от использования ЯК-38 отказались.
3. Последний вертикальный взлет.
Последней разработкой ОКБ Яковлева стал Як-141, совершивший первый полет 1987 году. Эта машина кардинально отличалась от Як-38 и имела ряд преимуществ. Самолет обладал собственной РЛС, что значительно расширяло его область применения, даже в качестве истребителя. Радиус действия был больше, за счет увеличенных топливных баков. Самолет мог нести больший боевой комплект (2600 кг), за счет режима короткого разбега (около 120 метров). Преимуществом, также, стало достижение сверхзвуковых скоростей.
Была значительно улучшена механизация крыла, что улучшило его маневренность. Однако, серийным данный самолет так и не стал. В 1991 году в стране начались необратимые изменения. 5 октября этого же года произошла авария одного из испытательных образцов, которая поставила окончательный крест на дальнейшем финансировании данного проекта. На данном видео испытания Як-148:
После закрытия проекта, ОКБ Яковлева пыталось заинтересовать иностранные государства данным самолетом, но из этого ни чего не вышло и все оставшиеся 3 летных экземпляра отправили в музей. Так же были попытки сотрудничества американской компанией Локхид-Мартин, которые так же завершились ничем.
Однако, данная компания использовала наработки ОКБ для создания своего самолета с вертикальным взлетом F-35B.
Оставляйте свое мнение в комментариях. Если вам понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь.
Так же рекомендую к прочтению:
Секрет успеха "Аннушки". Ан-2. Легенда малой авиации.
4 самые необычные артиллерийские установки 20 века.
Еще вы можете помочь в развитии канала, чему буду благодарен: