Лучший истребитель СССР
Предварительная часть - вот тут, рекомендуется для чтения всем разоблачителям и срывателям покровов
Первая часть Як-3 vs Ла-7. Часть I - предварительная
Вторая часть Як-3 vs Ла-7. Часть II - моторы и скорости
Третья часть Як-3 vs Ла-7. Часть III - сравнительная
Четвертая часть Як-3 vs Ла-7. Часть IV - итоги
После статьи про "ужасный" Як-3 началось обсуждение, и в нем регулярно поднимался один и тот же вопрос. Лавочкины, мол, лучше.
Попробуем разобраться. И для начала...
А откуда они, собственно, взялись?
Як-3 - дальнейшее развитие линейки легких яков, наследник истребителя И-26, в 1941 году запущенного в серию под названием Як-1.
Длинная история развития привела к разделению линейки Яков на легкие и тяжелый, и венцом развития легких "яков" и стал Як-3. Максимально облегченный, с уменьшенным крылом, заменой деревянных конструкций на металлические, хотя бы частично.
Ла-7 также стал дальнейшим развитием истребителя Ла-5ФН, предком которого был довоенный И-301, запущенный в серию как ЛаГГ-3.
Табличные характеристики
Собственно, вот они, характеристики их таблички, которые - как и положено - вопервых, неточны, а во-вторых почти ни о чем не говорят 😂
Нет, ну не то чтобы вот совсем ни о чем. Из них видно, что Ла-7 быстрее - как у земли, так и на большой высоте, имеет более мощный двигатель. Видно, что вооружение у машин довольно близкое, маневренность тоже сильно не отличается, хотя легкий Як явно получше на виражах.
Ну и наконец - попробуем сравнить машины более детально. С чего начнем? Естественно с главного.
Все зависит от мотора
Известно, что ЛТХ самолетов зависит от высоты. Некоторые острословы вообще утверждают что самолет - не более чем двигатель с крылышками. Мол, какой мотор, так оно и летает. А моторы бывают очень разные. Водяного охлаждения, как ВК-105ПФ2 на Як-3, или воздушного - АШ-82ФН на Ла-7:
Статьи о происхождении советских двигателях воздушного и водяного охлаждения вот тут:
Анти - Шишкин. Свои самолеты, свои моторы! Часть 1 - воздушники.
Анти - Шишкин. Свои самолеты, свои моторы! Часть 2 - жидкостники
Но это только тип охлаждения. Двигатели водяного охлаждения имеют меньший мидель, то есть площадь поперечного сечения - и истребители с ними получаются остроносыми, с отличной аэродинамикой. Вот, как Як-3
Двигатели с воздушным охлаждением наоборот широкие, и самолеты с ними получаются лобастыми, как Ла-7 - но такие двигатели во время второй мировой были намного более мощными.
А еще есть двигатели, оптимизированные для работы на малых высотах, есть средневысотные машины, а есть такие, что могут поддерживать высокую мощность на больших высотах - при этом не отличаясь большой мощностью внизу. Конструкция самолетов тоже может быть оптимизирована под разные высоты.
Мощность двигателя в зависимости от высоты и характеризуют приведенные графики
На приведенных схемах нас интересуют двигатели Аш-82ФН, установленный на Ла-7, и ВК-105ПФ2, стоящий на Як-3.
Видно, что на малых высотах АШ-82ФН выдает серьезную мощность в 1850 л.с. - и до 2000 метров, пока используется форсаж - и на этих высотах Ла-7 очень силен. А вот выше мощность двигателя АШ-82ФН начинает падать, появляется провал в мощности - и на высоте 3500 метров она может падать до 1250 л.с. Затем мотор переключается на вторую ступень нагнетателя - и мощность снова растет, до высоты примерно 6250 метров, где Ла-7 показывает свою максимальную скорость.
Кстати, на максимальную скорость оказывает влияние не только мощность двигателя, но и высота, и скоростной напор - позволяющий немного нагнетать дополнительно воздух в двигатель и повышать его мощность. Поэтому пиковые характеристики самолетов немного отклоняются от пиков мощности двигателей, замеренных в стандартных условиях.
Совсем иначе дело обстоит с двигателем ВК-105ПФ2. На малой высоте он выдает до 1350 л.с. (по графику. обычно говорят о мощности в 1310 л.с.), затем мощность мотора несколько снижается, до высоты примерно 1750 метров, и уже на этой высоте включается вторая ступень нагнетателя, после чего мощность снова растет, и остается на уровне 1100 л.с. до 4000 метров, после чего снижается.
Получается, что с одной стороны, двигатель АШ-82ФН на Ла-7, безусловно мощнее и более высотный по сравнению с ВК-105ПФ2 на Як-3. Более мощный мотор и дает Лавочкину преимущество в скорости, несмотря на больший вес
С другой стороны - мощность ВК-105ПФ2 слабо изменяется до высоты примерно в 4000 метров, и на высоте 4250 метров Як-3 показывает максимальную скорость.
Получается что Ла-7 очень силен внизу, до 2000 метров, пока еще работает форсаж двигателя, а также очень хорош на высоте около 6000 метров, где двигатель снова набирает мощность. А вот между этими высотами у Ла-7 имеется ощутимый провал в мощности двигателя.
Нет, в любом случае, отличная аэродинамика позволяет ему и на высотах от 3,5 до 5 километров иметь высокую максимальную скорость - а вот динамика заметно ухудшается, да и Як-3 вырывается вперед по скорости, развивая на 4250 метрах максимальные 646 км в час - тогда как Лавочкин отстает на пару десятков километров в час на этой высоте
А вот Як-3 равномерно силен от земли и до, примерно 5 тысяч метров, без явных провалов и слабых мест. Он совсем чуть -чуть проигрывает в скороподъемности Ла-7 у земли, но уходит вперед на средних высотах. При этом легкий Як-3 с небольшим аэродинамическим сопротивлением имеет высокую скороподъемность и скорость на всех основных высотах 5 тысяч метров - то есть где бы он ни встретил противника, от земли до 5 тысяч, он оказывается одинаково опасным противником.
Подводя итог теоретической части, можно говорить что
1. Ла-7 в среднем имеет более высокую скорость, чем Як-3, проигрывая на небольших участках средних высот
2. Як-3 в среднем несколько сильнее в скороподъемности, динамике и маневре.
Однако это в первую очередь теоретические расчеты, а их истинность может показать только практика - воздушный бой. В котором большое влияние на результат оказывают надежность, удобство управления, обзор, вооружение...
Вот об этом и поговорим - в следующей части.
Подписывайтесь, будет интересно.
Первая часть Як-3 vs Ла-7. Часть I - предварительная
Вторая часть Як-3 vs Ла-7. Часть II - моторы и скорости
Третья часть Як-3 vs Ла-7. Часть III - сравнительная
Четвертая часть Як-3 vs Ла-7. Часть IV - итоги