Найти в Дзене

Вагон-пылесос

Вагон-пылесос, архивное фото. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Вагон-пылесос, архивное фото. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

А вы знаете, что в метро есть вагон-пылесос?

Точнее – был. В 1967 году команда новаторов метрополитена спроектировала и изготовила на базе вагона типа «В» опытный образец вагона-пылесоса для очистки тоннелей от пыли. Его испытания проводились в первом тупике станции «Василеостровская» и на перегоне «Гостиный двор» – «Маяковская».

В течение нескольких суток в «ночное окно» комиссия выявляла технические возможности вагона-пылесоса, его конструктивные преимущества и недостатки. В результате испытаний опытный образец оценили, как удовлетворяющий техническим условиям, и рекомендовали ввести его в эксплуатацию в течение 50 часов чистой работы как пылесоса для доводки отдельных систем вагона и накопления опыта очистки тоннелей.

Вагон-пылесос, архивное фото. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Вагон-пылесос, архивное фото. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

Принцип действия вагона-пылесоса заключался в сдувании пыли потоком воздуха под давлением 5 атм. с тюбингов и путевого бетона тоннеля и всасывании запыленного воздуха выдвижной отсасывающей головкой, расположенной на боковой поверхности кузова. Здесь же располагались качающиеся форсунки, через которые производилось взмучивание пыли, осевшей на поверхности тоннельной отделки. Над врезанной в хвостовой части вагона второй кабиной располагались специальные сопла, через которые происходил выброс окончательно очищенного воздуха.

Впрочем, за несколько лет эксплуатации вагона-пылесоса технология сухой очистки не оправдала себя. В 1975 году работы с этим вагоном были прекращены.

Вагон-пылесос, архивное фото. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Вагон-пылесос, архивное фото. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена