Их назначение — обеспечить летчику благополучное возвращение в случае аварии самолета.
Парашюты и катапультируемые кресла не гарантируют безопасности экипажа самолета на большой высоте и при значительных скоростях. Требуются новые устройства, соответствующие различным типам самолетов.
На военных самолетах, например бомбардировщиках, где экипаж насчитывает несколько человек, а скорость и высота полета очень велики, применяются так называемые спасательные капсулы. Это — обычные катапультируемые кресла с прочной герметической оболочкой. В случае аварии они катапультируются с помощью миниатюрного ракетного двигателя на твердом топливе. У каждого члена экипажа своя капсула, где предусмотрен также большой набор спасательных средств.
Если произошла авария и необходимо покинуть самолет, член экипажа по команде командира нажимает рычаг, отделяющий капсулу. Включаются автоматические устройства, которые подготавливают капсулу к отделению: сначала обеспечивается определенное положение летчика в кресле, затем капсула герметизируется. После этого включается ракетный двигатель, и капсула катапультируется за пределы самолета. Во время падения открывается стабилизирующий парашют, а потом — главный (со сферически-щелевым куполом), с помощью которого производится надежная посадка.
После посадки летчик открывает дверцу в оболочке (в средней части дверцы есть окошко, и летчик может наблюдать за происходящим) и покидает спасательную капсулу. Если капсула при приземлении погружается в воду, включается специальный клапан и направляет сжатый воздух из баллонов в поплавковые камеры. Они укреплены на концах телескопических рычагов, выдвигаемых во время приземления, благодаря чему капсула приобретает плавучесть. Остойчивость и плавучесть капсулы позволяют ей удерживаться на поверхности воды даже при пятибалльном ветре (скорость 8-10 м сек). В камере можно находиться более 72 часов.
Спасательные капсулы применяются на сверхзвуковых самолетах, скорость которых в два раза превышает скорость звука. Капсулы удобны тем, что летчику не нужен громоздкий скафандр со всеми его принадлежностями, и к тому же в капсуле можно разместить довольно большой запас спасательных средств и пищи.
На самых быстроходных самолетах — истребителях — используют отделяемые кабины. Это герметически закрытый контейнер, в котором поддерживается соответствующее давление и влажность воздуха. Кабина непроницаема ни для воды, ни для воздуха. Она предохраняет летчика от недостатка кислорода и от перегрузок, которые возникают при торможении в потоке воздуха, движущегося со сверхзвуковой скоростью. От обычных кабин ее отличает лишь способность быстро отделяться от поврежденного самолета и благополучно опускаться вместе с летчиком на землю.
Отделяемая кабина крепится к фюзеляжу самолета с помощью четырех узлов. Для того чтобы катапультироваться, летчик нажимает один из двух рычагов, находящихся под изголовьем кресла. Узлы, крепящие кабину к фюзеляжу, разъединяются, приходит в действие ракетный двигатель на твердом топливе с силой тяги 40 кН, и кабина отделяется. Через полсекунды открывается вытяжной парашют. Он частично гасит скорость падения кабины, стабилизирует ее крен и вытягивает главный парашют. Достигнув безопасной высоты, летчик может выпрыгнуть из отделяемой кабины на своем личном парашюте или приземлиться вместе с кабиной. Из кабины можно выйти либо через люк в обшивке, используемый при посадке в самолет, либо через откидной клапан в полу.
Отделяемые кабины применяются в случае аварии самолетов при скорости более 3200 км/час на высоте свыше 22 000 м.
И в капсулах, и в кабинах имеются радиопередатчики; сразу же после приземления с их помощью можно непрерывно подавать позывные, по которым спасательные самолеты и вертолеты обнаруживают потерпевших аварию.
Отделяемые кабины и капсулы — надежные помощники летчиков.