.
Быть может, классическому роковому мужчине свойственна наивность. Например, можно вспомнить лермонтовского Печерина, которого в первой части романа Герой нашего времени, чуть не утопила девушка, и особенно вспомнить, что в улыбке Печорина, (по описаниям Лермонтова) было что-то детское, когда как, глаза Печорина были, в то же время, холодными. Возможно, именно подобное сочетание детской наивности с хладнокровием, сочетание силы, если не со слабостью, то с уязвимостью, сочетание демоничного ведения и скорее детского, чем святого неведения, и создало тип рокового мужчины в 19 веке, говоря о его образе в воображении Романтиков. То есть, какое-то детское неведение запретов, уживающееся со способностью воспринимать отношения как игру, жертвой которой ты сам, же, в первую очередь от случая к случаю становишься, (как бы, не была искусна твоя любовная игра, и как не проливались бы, из-за тебя слезы, от женщин, которые влюблялись бы в тебя на каждом углу, и как бы ты не умнел, становясь , еще более умным в следующей любви, и еще более роковым), и создавало такой вот стихийный тип. Однако, и роковая женщина устроена примерно, так же. Эти черты и рождают в такой женщине или мужчине романтическую привлекательность.Например, почему Дон-Жуан был роковым?... Это заслуживает отдельной темы.
Роковым Дона Жуана делал сам его идеализм, как и то, что он искал свой единственный идеал в женщине, который каждый раз, не находил, или находил лишь на время. Не следует забывать,и то, что Дон Жуан был ревностным католиком во первых, и рыцарем во вторых . Дон Жуан был рыцарем идеализма в самой любви. Роковым Дона-Жуана делала наивность его же веры в идеал. Именно поэтому - каждое разочарование в женщине, которое он компенсировал следующими своими победами - и сделало его со временем роковым. Если вдуматься в логику классического сюжета о Дон Жуане, роковым Дона Жуана делала, даже, не его способность соблазнять, а прежде всего сама способность женщин им соблазняться. Правда, именно этот миг воплощения и ломал всю игру, поскольку, не само несоответствие принуждало Дона Жуана женщин бросать, а скорее само соответствие женщины этому достигнутому идеалу.
Поскольку, достигнутый идеал становится скучен .
С чего нередко, начинается роковой мужчина? Как ни странно , с любовного идеализма, и с чего то наивного, например, с культа Прекрасной Дамы – героини романтической или средневековой эпохи. Культ Прекрасной Дамы в наши дни наивен, в виду того, что Прекрасной Дамы не существует. Да и кто такой культ станет исповедывать, в пору, когда Серебряный век с ее Верой Холодной давно остался позади, а никакая Брижит Бардо, или Катрин Денев не дотянут до ее образа , даже, издали? Однако, сама эта наивность будущего Дон Жуана, (над которой уже посмеиваются его друзья и подружки) - не такая и детская, какой на первый взгляд, кажется.
Хотя, с этого все и начинается.
По мере взросления у такого мужчины происходит эстетическая сегрегация в форме деления на тех, кто является прекрасной дамой, и на тех, кто ею не является. Легко одерживая победы, роковой мужчина понимает, что Прекрасная Дама либо недосягаема, а либо существует лишь в некоем романтичном прошлом. Эта ступень сознания рождает холодность ко всем остальным женщинам, которых Дон Жуан не считает прекрасными дамами, легко их завоевывает, и легко их бросает. Именно это и делает его и опасным и роковым, человеком, которому , ни одна его победа не приносит удовлетворения. Может быть, лишь у некоторых людей, любовный идеализм со временем переходит - в идеализм религиозный.
А какая духовная эволюция происходит у Дон Жуана?
Повторюсь, роковым Дон Жуана делало то, что он разочаровывался не в женщине, а в самом идеале, то есть, даже, не в самом идеале, а в форме идеала, который воплощала для Дон Жуана, Женщина. Истина связана с познанием, женщина связана со ступенью познания, а само познание - со становлением личности. В этом смысле, не случайно, Цвейг назвал и Ницше Дон Жуаном познания, Дон Жуаном в философии.
Однако, может ли быть Дон Жуан Познания - Рыцарем Истины?
Любовь связана с узнаванием, а не с познанием, как связана с узнаванием и Истина, которую невозможно познать, но которая может открыться лишь свыше, таким образом став и узнанной свыше, так же , свыше, как свыше тебе может придти лишь настоящая Любовь. И в этом смысле, самая неземная Истина недоступная уму - связана с религиозной Любовью, и с Верой.
Что еще можно сказать о роковом мужчине и роковой женщине?
И роковой мужчина и роковая женщина есть чистый продукт культуры, прежде всего культуры Романтизма. В литературных произведениях, как и в мировом кинематографе роковой мужчина и роковая женщина, чаще всего не являются теми, за кого они себя выдают, чаще всего, играя на чарах образа, который они создают.
Какие можно привести иллюстрации к сказанному?
В качестве ближайшего примера можно привести образ главного героя из фильма Вор, сыгранного актером Владимиром Машковым, (подразумевая героя, который, будучи уголовником-рецидивистом, себя выдавал за офицера), или образ знаменитого преступника Фокса – из фильма Место встречи изменить нельзя, выдающего себя за героя великой отечественной войны.Можно вспомнить, и образ Тульева из первой серии фильма Ошибка резидента, сыгранного Георгием Жженовым.
Можно вспомнить, и - образ криминального Чекана – из сериала Ликвидация.
Тем не менее, в подобной игре, есть не столько ложь, сколько достоверность художественной точки зрения, проходящей через достоверность любовной истины. То есть, очарование рокового мужчины состоит не в том, что образ его не соответствует его носителю, а как раз в том, что его образ соответствует его носителю с лихвой, даже , можно было бы заметить, чрезмерно.
Что под этим подразумевается?
Например, если рядом с преступником Фоксом из сериала «Место встречи изменить нельзя» поставить настоящего героя Великой Отечественной войны – преступник Фокс внешне в большей мере походил бы на героя, чем подлинный герой, (которому в послевоенной жизни не обязательно было изображать из себя образ героя), что, еще раз, подчеркивает, скорее культурное, чем жизненное происхождение рокового мужчины.
То же самое, можно отнести и к образу роковой женщины.
В то же время, по мужским качествам преступник Фокс не только не уступает герою В. О. В. , а можно даже сказать, превосходит его, если иметь в виду такие качества как волю, мужество, и хладнокровие, умноженные на преступную интуицию выработанную долгими годами за весь криминальный путь героя, и занявшую место инстинкта хищного и опасного зверя, которого не только не легко поймать, но и рискованно выслеживать. Однако, у героя есть жертвенность во имя других, и Бога, что не скажешь о преступнике.
В качестве образа рокового мужчины можно, так же, вспомнить и вора в законе Мадуева.
А если говорить о политике, в качестве примера самого яркого рокового мужчины – можно привести исламского террориста Усаму Бен Ладена, внешне красивого, и неземного, и меж тем, демоничного человека. Возможно, его миссия состояла в том, что это был самый первый человек на земле, который романтизировал Ислам – в качестве радикального противостояния Америке, которая правда, сама же его и создала. Как впрочем, именно, Америка создала и Романтический миф о нем, по чисто идеологическим соображениям…
Правда, в этом есть не один только парадокс.
Именно по этой же причине, образ Усамы Бен Ладена труднее всего поддается развенчанию как со стороны европейцев, так и со стороны мусульман. В строгом смысле, очарование романтического героя невозможно развенчать. Что бы развенчать очарование романтического героя, нужно развенчать сам Романтизм, как и тайную структуру создания романтического мифа о герое. А последнее не представляется возможным – ни с какой точки зрения. А если и представляется, то очень трудным.
Теперь, следует коснуться в общих чертах образа роковой женщины.
Во первых, не следует смешивать образ Роковой Женщины и Прекрасной Дамы, (к сожалению, даже такие серьезные психоаналитики как В. Мазин смешивают совершенно разные образы - Роковой Женщины и Прекрасной Дамы, что делать нельзя), по той причине, по которой нельзя смешивать образ с фантомом. Все-таки Прекрасная Дама - берет начало от святости, от Девы Марии, если вспомнить традицию средневековья.
Поскольку, Прекрасная Дама миф христианский.
А Роковая Женщина - как раз более связана с фантазматичным сгустком воображаемого (выражаясь языком Лакана), от темных сил. В качестве образа роковой женщины можно вспомнить Джеральдину английского романтика Кольриджа, которая создавала образ рокового или темного двойника другой героини. Образ есть что-то реальное, хотя и неуловимое, более того, образ есть сама сердцевина света. А фантом не имеет собственной реальности.
Образ (как сердцевина реального) лечит, а фантом вгоняет в болезнь.
Образ связан со светом, это может быть лицо любящей матери, перед которой все фантомы развеиваются, когда как, фантом возникает иначе, как все то, что паразитирует на реальности, и имеет характер кошмара, или характер рокового любовного влечения (как скажем в одной из повестей Гоголя о художнике, влюбленном в одну даму), характер повторения, и копии, а не оригинала. Образ же - никак не "фантазматичен".Ибо образ , в конце концов, и есть Реальное.
Роковая Женщина, есть ,все таки, миф 19 века.
Если говорить о генеалогии мифа и образа Роковой Женщины - можно коснуться ряда исследователей, которые находят образ Роковой Женщины еще в Библии – подразумевая Саломею, или Юдифь, или, говоря об античном мире, упоминают Клеопатру, а говоря о 19 веке чаще всего упоминают Саломе Лу, в которую был влюблен и Ницше, и Фрейд.
Впрочем, все это образы прошлых столетий и эпох.
Что же касается современного мира, роковых женщин в современном мире нет. Конечно, были разного рода артистки, пытающиеся создать образ роковой женщины, например, певица Мадонна,рост которой составляет всего 155 см (по другим сведениям 162, при весе 54 кг. ) И спрашивается, может ли женщина с таким небольшим ростом изображать из себя роковую женщину? Скорее, маленькую, и опасную девочку, чем роковую женщину.
И то, лишь, в качестве некоего сценического образа.
Кто-то очень хорошо заметил из современных авторов, роковых женщин в нашем веке нет, за то есть феминизм. Но в том то и состоит отличие роковой женщины от феминистки, что если феминистка борется за права всех женщин, роковая женщина борется лишь за свои индивидуальные права, за одну себя, и культура патриархата ей как раз играет на руку, в отличие от недалекой, и неженственной феминистки.
Хотя, иная женщина может стать для мужчины роковой, и в наше время.
А если попытаться дать разгадку образу рокового мужчины - лучше всего прибегнуть к характеристике, которую Ницше дал Наполеону, говоря о нем как о человеке древнем, и стихийном, но рожденным в современную эпоху.
Эта разгадка и представляется наиболее удачной.
То есть, роковой мужчина есть мужчина в котором сконцентрированы мужественные черты более старой эпохи, вытесненные в эпоху современного Патриархата. По этой же логике, роковая женщина - есть женщина, в которой сконцентрированы женственные черты более древней эпохи, поэтической эпохи Матриархата, с ее ролью Белой Богини.
Правда, если такая эпоха, на самом деле, была.
Целесообразнее всего ответить на вопрос, как не увлечься роковым мужчиной , или роковой женщиной? Может быть мой ответ покажется с виду странным, но я думаю, лучшее средство – это просто перестать больше всего на свете любить себя самого. Чрезмерная любовь к себе рождает самообольщение, а проще всего обольстить того, кто сам себе льстит, даже в своих начавшихся переживаниях.
Любить себя, разумеется, нужно, но в меру.
И никогда не следует считать себя лучше остальных, или считать себя самым исключительным. Любовь к себе и рождает двойников , в которых мы влюбляемся, кстати именно на подобной логике и работал романтический миф о роковой женщине, или роковом мужчине. Хуже того, чувство исключительности себя ведет к исключительным переживаниям, в дурном и зависимым от Другого, а не от Бога, смысле.
Ищите в себе неповторимость от Бога, а не исключительность от мира.
Именно об этом и следует подумать, хотя бы, иногда. И конечно, глупее всего пытаться из себя изображать рокового мужчину , или роковую женщину.Поверьте мне, подлинный роковой мужчина есть тот, кто меньше всего подозревает об этом, и наверное, то же самое, можно было бы отнести и к роковой женщине.
Правда, если бы роковая женщина, существовала.
А еще мне хочется сказать, что больше всего мы начинаем придумывать для себя персонажи, когда нам недостает веры в Бога, настоящей веры в Христа. Потому что Христа, например, даже невозможно было бы, выдумать, или вообразить. Ибо, воображение (как, впрочем, и чувственная любовь) связаны со страстью. Но существует , так же, и святая любовь.
И она, по определению, выше.
И потому, образ, непорочного зачатия Христа –(родившегося не по страсти, а по Благодати, по Дуновению Духа Святого) обладает большим мистическом смыслом. Эту святую любовь, может быть и не знал Дон Жуан, но поскольку, начинал Дон Жуан, с Прекрасной Дамы, выход его в конце концов – только в обретении веры, раскаяньи, а может быть и в святости.
Наконец, самое последнее, ( в завершении этой темы.)
Почему, например, люди боятся, комплексуют говорить о красоте, а говорят о политике, или о деньгах? Потому что мир вокруг, слишком порочен. В порочном мире не говорят о том, о чем говорили греки, о чем вслух размышлял Платон, и о чем так чисто писала Сапфо...
Мир порочен, с одной стороны, это плохо.
Однако, (с другой стороны) если, даже в порочном мире, через непорочное зачатие родился Христос, значит можно говорить о красоте, о любви, о доброте, обо всем том, о чем люди не говорят, или, даже, давно, не смеют говорить.
Может быть, на этой христианской ноте, я и завершу свою статью.