В этой статье я кратко расскажу о том, чему обучают будущих матросов во время трехмесячного теоретического курса по специальности "Вахтенный матрос". Думаю статья будет интересна тем, кто решил работать в море на рядовых должностях. Те же кто уже работает в море, либо работал ранее, могут сравнить современное обучение с тем, как это было у них. Данный курс пройден мною в 2019 году в Новороссийске.
Прежде всего, могу сказать, что теоретический курс длился в течение трех месяцев, занятия проходили в будни с 9:00 до 16:00 с перерывом на обед. По факту нас обычно отпускали не позже 14:00. За это время мною было исписано пять тетрадей по 48 листов, так как я не прогуливал.
Начиналось всё с основ судовождения. Разобрали основные понятия такие как, широта и долгота, виды карт, условные знаки на картах, единицы длины и скорости. Что такое морская миля, фут, кабельтов, узел, курсы и пеленги.
Далее перешли к теории и устройству судна. Здесь разобрали типы судов, главные размерения и эксплуатационные качества, элементы корпуса судна.
Следующей небольшой темой было выполнение судовых работ. Здесь нам рассказали о том, что такое рангоут и такелаж, какие бывают виды мачт, немного о покрасочных и погрузочных работах.
Потом перешли к довольно большой теме: судовые средства связи, флаги и вымпелы международного свода сигналов, так же записали азбуку Морзе (учить ее наизусть теперь не требуют).
Самой долгой и скучной темой в теоретической части стала - МППСС-72 (Международные Правила Предупреждения Столкновений Судов в море). По этой теме писали очень много. По сути записывали все правила плавания и маневрирования, правда подробно разбирали их суть. Так же сюда вошла тема "огни и знаки" в которой разобрали и зарисовали как обозначают себя различные суда. Например какие огни должны гореть на рыболовном судне или на судне севшем на мель.
После этого подробно разбирали судовые устройства:
- якорное - его состав, виды якорей, из чего состоит якорная цепь. Рассмотрели организацию вахтенной службы при стоянке на якоре.
- швартовное - виды тросов и канатов, швартовные устройства.
- буксирное - типы гаков, способы крепления буксировочного троса и т.п.
- шлюпочное - виды шлюп-балок и шлюпочных лебедок, типы шлюпок.
- грузовое - устройство судовых кранов и стрел.
Последней темой стали Основы безопасности мореплавания. Здесь говорили об аварийном снабжении судна, способах заделки мелких повреждений и пробоин, о пожарной безопасности. Подробно разобрали виды огнетушителей. В завершении немного коснулись охраны окружающей среды.
Приблизительно в первые полтора месяца обучения проходили уроки морского английского. Уровень очень слабенький, если вы хоть немного дружите с английским, то Вам будет не интересно. Намного больше полезной информации можно получить в интернете.
Далее, примерно в течение двух недель проводились занятия по такелажному делу. Действующий боцман наглядно показывал различные морские узлы. На этом теоретический курс был завершен.
Впереди получение морских сертификатов и прохождение плав практики. О том как проходила практика я обязательно напишу в одной из следующих статей.
Так же на эту тему на канале можно прочитать статьи:
Курсы матроса / Курсы моториста
Сколько стоит стать матросом
Медкомиссии для моряков
Понимаю, что статья интересна очень не многим, если она была Вам полезна, буду благодарен за поддержку! Спасибо всем дочитавшим!