Давно видел эту фотографию, но удалось восстановить в цвете только сейчас. Никогда ранее не занимался дирижаблями.
Еще до наступления эпохи авиации и знаменитого полёта братьев Райт человек научился отрываться от земли. Бурное развитие науки в XIX веке позволило создать прообразы воздушных шаров, которые смогли подняться выше облаков. К примеру, всем хорошо известный учёный Менделеев взлетал на таком, чтобы узреть солнечное затмение. Химия того времени уже могла получать в больших объёмах водород, которым наполняли герметичные оболочки. О последнем нужно рассказать подробнее.
«Конкурент» водорода – гелий изначально был открыт не на Земле, а в составе Солнца. Это произошло с помощью недавно изобретённого спектрального метода. Но получить много этого газа «дома» было сложно, а вот «ашдва» было навалом. Выбор очевиден.
К началу ХХ века вошли в эксплуатацию двигатели внутреннего сгорания, в разы компактнее и экономнее массивных паровых машин. Возникла идея: а почему бы не сделать аэростат, который поднимет сила лёгкого газа, а с помощью винтов задать ему направление и скорость? Так и родился класс летательных средств, которые вошли в нашу жизнь под названием дирижабль. Произошёл их бурный расцвет: они были мягкими, жёсткими, пассажирскими, военными, полярными и межконтинентальными. На многих футуристических открытках в небе будущего парили не самолёты, а дирижабли.
Наибольшего успеха в этом направлении достигла Германия. Одним из ёё детищ стал многим известный цепеллин «Гинденбург». Он относился к классу жёстких дирижаблей, а его оболочки были накачаны пожароопасным водородом. Так всё было прекрасно, но событие в Лейкхерсте (США), случившиеся третьего мая 1937 года, переломило мировую тенденцию развития этого класса.
«Гинденбург» завершал очередной рейс через Атлантику. Погода не была хорошей: неподалёку стоял грозовой фронт. Части дирижабля наэлектризовались. По мнению экспертов, когда при швартовке корпус «заземлился», по металлическому корду прошла искра. Часы показывали 19:25, когда в кормовой части оболочки очевидцы увидели пламя. Авария протекла быстро – почти сразу прогремел взрыв, а меньше чем через минуту обгорелый остов рухнул на землю. С позволения сказать, это была не самая серьёзная катастрофа на транспорте – погибло тридцать шесть человек. Общество всколыхнуло это событие, и уже к началу Второй мировой дирижаблестроение практически заглохло. Казалось, что цепеллины станут настоящими конкурентами для лайнеров и самолётов, однако те, как показала практика, оказались более экономичными и безопасными.