Найти тему
Дневник оптимиста

Как строили специальную технику на базе шасси ГАЗ в СССР. Авторефрижераторы.

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

За 15 лет Советской власти было развито холодильное хозяйство. Однако завоз замороженных продуктов в торговые точки выполнялся на грузовиках. При такой транспортировке продукция приходила в негодность. Вопрос о необходимости производства авторефрижераторов в СССР остро возник в 32-м году. Трём ведомствам было поручено разработать и изготовить такие автомобили.

Первый рефрижератор с холодильной установкой, приводившийся в действие от двигателя шасси, был спроектирован в холодильном институте (ВНИХИ). Рефрижератор для перевозки мяса установили на Форд-АА. Деревянный каркас фургона обшивали снаружи и изнутри фанерными листами толщиной 0,8 см. Изоляционным материалом был войлок и ковры из шевелина. Загружали фургон через две двухстворчатые двери.

По результатам испытаний через два года конструкция рефрижератора была изменена. В качестве шасси стали использовать ГАЗ-АА. Охлаждение фургона производилось смесью льда и соли, которая загружалась в ящики из оцинкованной стали. Ящики располагались в специальном отсеке, расположенном впереди фургона. Они могли извлекаться из отсека через двери на боковой стенке фургона, что облегчало загрузку льда. С 35-го года авторефрижераторы стали выпускать в Одессе на заводе с названием «Фригатор».

До Отечественной войны были попытки изготовления авторефрижераторов с холодильными установками. Хладагентом была смесь газов (пропан + бутан). С технической точки зрения такая установка была прорывом в строительстве авторефрижераторов. Однако в эксплуатации она была сложной, что не позволило приступить в серийному производству.

К серийному производству рефрижераторов смогли вернуться только в 61-м году. Эта работа была поручена ветерану производства советских холодильных установок – заводу по производству холодильного оборудования в Черкесске (Карачаево-Черкесия). Здесь на ГАЗ-51А стали производить рефрижераторы модели 1ЧФ. Кузов рефрижератора изготавливался из металла. Для изготовления каркаса использовали гнутый профиль, который обшивался с двух сторон листами дюралюминия. Изолятор – пенопласт.

Впервые в отечественном рефрижераторе холодильная установка была вынесена за пределы фургона и располагалась над кабиной грузовика. Холодильная установка модели УФ-2П приводилась в действие поршневым двигателем УД-25, изготовленным в Ульяновске на заводе двигателей. В качестве хладагента применялся фреон. Установка позволяла поддерживать температуру в фургоне от +4 до -18 градусов и имела возможность очистки испарителя от наледи. Рефрижератор мог перевозить 1,5 т груза. Технический уровень рефрижератора был отмечен медалью ВДНХ.

Черкесский рефрижератор на шасси ГАЗ третьего поколения.
Черкесский рефрижератор на шасси ГАЗ третьего поколения.

Особенностями черкесского рефрижератора являлась возможность автоматического поддержания установленной температуры в фургоне. Для контроля работы холодильной установки в кабине была установлена сигнальная лампа. С целью обеспечения беспрепятственной циркуляции воздуха внутри фургона и исключения повреждений внутренней обшивки на стены устанавливались решётки. Одностворчатая дверь фургона снабжалась двойным уплотнением и могла пломбироваться.

Через 12 лет рефрижератор 1ЧФ стали устанавливать на шасси ГАЗ-52-01. На шасси ГАЗ-53 стали устанавливать ещё более совершенные рефрижераторы, грузоподъёмность которых возросла до 3,5 т. Создание автомобильных рефрижераторов позволило перевозить расфасованные замороженные продукты и полуфабрикаты, что не только сохраняло продукты и повышало их потребительские характеристики.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.

Авто
5,66 млн интересуются