Надежность нашей техники вещь довольно интересная и сугубо относительная. Потому выделим основные факторы надежности для ясности этого понятия: минимум агрегатов, электроники, ремонтопригодность, качество комплектующих и т.п и собираются в одно целое свойство- надежность, давайте и проведем небольшой анализ наших мотоциклов и посмотрим какие из них были более надежные. Для этого дадим определения перечисленным понятиям в контексте отечественных мотоциклов.
1) Минимум агрегатов. Первое что приходит в голову- простота устройства двигателя, однозначно в первую очередь это будут одноцилиндовые мотоциклы, которых у нас и есть было 80% . С этим все понятно. В остальном мотоциклы по своей концепции были схожи, например подвеска у мотоциклов была похоже, задняя практически одинаковая, в общем это явление можно отнести к одержимости унификации среди мотоциклов.
2) Электроника. Если со световыми приборами все очевидно, по причине того что они были практически у всех одинаковы, то коснемся системы зажигания. Безусловно бесконтактное зажигание надежнее, так как оно не имеет механических связей как у контактного. Так же еще одно очевидное преимущество бесконтактного зажигание- отсутствие аккумуляторной батареи, что опять же ведет к упрощение схемы электроники мотоцикла.
3) Ремонтопригодность. Можно сказать что это свойство как совокупность двух предыдущих.
4) Качество. Тут уже интереснее, качество на наших мотоциклах было довольно разношерстно, а как это было заметно, мы поговорим на конкретных примерах.
Итак, немного разобравшись в понятии надежности легко выделить список мотоциклов в порядке убывания:
1) Минск
Безусловно этот мотоцикл подходит под все выделенные нами понятия надежности. Простая конструкция мотоцикла которая чуть сложнее велосипеда дает полное право занять первое место в этом списке. Простое и надежное зажигание, легко поддающиеся настройке, отличная ремонтопригодность в полевых условиях. Да и качество минских мотоциклов было относительно неплохим и стабильным.
2) Иж Планета
Наш родной ИЖ вполне не уступает своей надежностью перечисленным выше мотоциклам. Опять же мотоцикл подходит практически по всем критериям, разве что кулачковое зажигание с возбуждением генератора от АКБ, удобно конечно, но иногда критично. Что касается качества, по большей части мотоциклы были неплохо собраны, довольно качественные сварные швы и т.д. Чего стоит только одна резина, которую невозможно было стереть за 20-30 лет.
3) ЗИД Сова 175/200, Курьер
Тройка наследников Восхода 3М. Вполне неплохие надежные мотоциклы, неплохого качества сборки, лишились некоторых недостатков предыдущего мотоцикла.
4) Восход, Урал, Днепр, ИЖ Юпитер
Возможно эта четверка покажется странной в силу того что я поставил их в один ряд, но этому есть обоснование. Восход был довольно надежным мотоциклом, но были у него заводские огрехи в силу которых мотоцикл не дотягивал до того же Минска, хотя первые серии, вплоть до 2М были весьма удачны, 3 и 3М в неком смысле стали провальными, а вот уже более современные ЗИД, стали опять довольно приличными мотоциклами с исправленной коробкой и улучшенными пусковыми качествами.
И три последних мотоцикла в силу двухцилиндровых двигателей и обилием агрегатов попали на это место, хотя мотоциклы не стоит считать ненадежными, но тем не менее.
Безусловно мы рассмотрели не все мотоциклы, это будет сделано в следующей статье. А что бы добавили или изменили Вы? Пишите про это в комментариях. А так же рекомендую к прочтению следующие статьи:
Самые красивые мотоциклы СССР
Мелкосерийный мотоцикл [Восход СК-7]
Лчший из отечественных или очередная ошибка? [УРАЛ -СОЛО 8.123]
Мотоцикл двойного назначения «Десна 220»
Редчайший Восход 200
Актуальны ли отечественные мотоциклы в 2019?