Найти тему
ОНИ

«Ш-90» — двухкабинный штурмовик 5-го поколения

Разработка штурмовика 5-го поколения «Ш-90» стартовала в СССР в 1984 году. Несмотря на то, что «Су-25» только три года назад встал на боевое дежурство, советские конструкторы уже начали готовить ему преемника.

Самолёт имел две кабины: в одной находился пилот и радиолокационная станция, в другой — человек, отвечающий за вооружение. Крылья машины имели обратную стреловидность (как это было реализовано на «Су-47»), а внутри них размещались системы радиоэлектронной борьбы. Благодаря такой компоновке крыльев аппарат был крайне маневренным.

Двухместный самолёт обладал длиной в 16 м и размахом крыльев около 19 метров. Он должен был преодолевать до 1600 км при скорости в 1000 км/ч; максимальная высота полёта составляла 10 км. При собственной массе в 17 тонн (с учётом топлива) аппарат мог взять на борт более 7 тонн боевой нагрузки. Вооружение размещалось под крыльями, а также в пяти бомбовых отсеках.

-2

Изначально его планировалось оборудовать одним двигателем «РД-179» тягой в 19 тонн, состоящим из двухконтурного турбовентиляторного и турбореактивного двигателей, подключенных к общему воздухозаборнику. Установка могла работать в качестве двух турбореактивных агрегатов (второй контур ТВРД закрыт) или в качестве одного турбовентиляторного (воздуховод к ТРД перекрыт, а второй контур ТВРД открыт).

-3

Однако этот двигатель эффективен лишь на сверхзвуковых скоростях, поэтому штурмовик было решено оснастить двумя турбореактивными установками «АЛ-31БФ» общей тягой около 16 тонн. Топливные баки «Ш-90» были рассчитаны на 9000 литров керосина. Длина разбега составляла 750 м, а пробега — около 600 м.

Документация по самолёту была готова в 1989 году. Следующими шагами должны были стать постройка опытного экземпляра и организация серийного производства на Иркутском авиазаводе. Но после распада СССР финансирование проекта было прекращено, и все работы над ним прекратились.